Творческий учитель, психолог, личность. Три важнейших качества.

Большаков А.С.

Председатель Ассоциации

по развитию гуманистической

психологии образования

«Назовите три важнейших качества психолога или учителя, которые определяют специалиста как творческую личность?» Примерно так звучал вопрос, адресованный финалисту конкурса «Учитель года 2017», в номинации «Педагог-психолог». Ответ конкурсанта удовлетворил членов жюри, однако квинтэссенция творческой личности ускользнула от нас за конкретными формулировками.
С того момента когда был задан вопрос, прошло более пяти месяцев. Все это время меня не переставала волновать незавершенность ответа. Что бы избавиться от чувства дискомфорта, связанного с недосказанностью, предпринимаю попытку сформулировать три основных тезиса. Тезисы эти есть плод двух десятилетий размышлений на тему творчества, изучения ее и претворения в жизнь различными способами. Для начала хотелось бы развести два понятия, которые так часто смешивают в один конгломерат. Креативность, не есть творчество. Креативность понимается нами как способность, предполагающая создание принципиально нового из подручного материала объективной и субъективной реальности. Творчество же есть деятельность, направленная на воплощение продуктов вашей креативности. Без творчества креативность бесплодна, сама по себе она лишена созидающей силы.

1. Воображение и креативность. Воображение пространство вашего субъективного опыта. Только благодаря воображению возможно создание нового на уровне образов. «Воображение – синоним способности к открытиям» как-то заметил испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка. Благодаря воображению вы можете черпать идеи из окружающей вас реальности, вашего опыта, вашей интуиции и даже бессознательного. В воображении креативность раскрывается как способность созидания новых идей, форм и конструктов посредством их визуализации. Ошибочно полагать, что творчество это нечто сродни приятной забаве, призванной привнести в вашу жизнь размеренность и отдых. Подлинное творчество есть не что иное как упорный и целенаправленный труд, который сродни созиданию Вавилонской башне (да простят мне это сравнение). Он начинается и заканчивается с нюансов — с виду незначительных деталей: «камень, который отвергли строители, он лег во главe угла». Художник Карл Брюллов говорил своим ученикам, полагавшим, что нюансы на полотне несущественны: «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть».

2. Мужество творить. Созданию нового всегда противостоит обыденный уклад, доброе и проверенное временем старое, все, что является общепринятым и приемлемым для большинства людей. Преодолеть этот барьер, стандартизирующий наше отношение к реальности, может не каждый. Однако, для того что бы творить, необходимо мужество расстаться со старыми привычками, расхожими клише и одобренными эталонами. Необязательно отрекаться от них, всегда можно органично преобразовать «устаревшее», не принимая при этом радикальных мер. Вместе с тем, творец должен быть готов к неожиданностям, рискам и сопротивлению не только внешнему, но и внутреннему, личностному. Каждый из нас на неосознанном уровне стремиться быть последовательным, в каждом из нас кроется великая сила – конформизм. Как-то Генри Форд задался целью запустить конвеер, раскатывающий километровые листы стекла, из которых потом можно будет нарезать отдельные стекла для автомобилей. Проверенные временем инженеры, работающие на производстве, опираясь на свой профессиональный опыт, слишком осторожные и достаточно консервативные, предположили, что такое оборудование создать невозможно. В результате Форд привлек молодых специалистов, поставил перед ними задачу и получил удовлетворивший его результат в считанные месяцы. Также мужество вам понадобиться для того, чтобы продолжить заниматься творчеством после того как вы осознаете, что вероятно результаты вашего творчества не станут достояниям культуры, а останутся вашим личным достижением, и достижением ваших детей, а также средством самовыражения. Две книги позволят вам ближе соприкоснуться с темой мужества в творчестве и осознать глубокое влияние этой силы на вашу жизнь: «Мужество быть» Пауля Тиллих и «Мужество творить» Ролло Мэя.

3. «Творческость». Неологизм, который мне довелось сформулировать около десяти лет назад для одного из выступлений. Вы можете быть одаренным и признанным скульптором, уединенно работающим в тиши своей мастерской. Однако, мы работаем с детьми и нам необходимо располагать ресурсом, который поможет детям вовлечься в творческий процесс. Если вы, в буквальном смысле слова, живете своей идеей, если она обладает для вас огромной ценностью и смыслом, если вы верите в нее и готовы делиться опытом не потому что вам важно то, насколько вы профессиональный учитель, а потому что это действительно необычайно интересно и захватывающе, значит у вас есть этот ресурс. Вера в свой замысел, в свое творчество, «поглощенность им» и стихийное стремление делиться с окружающими, образно говоря, созидают некий импульс, который подобно огню Прометея, в процессе совместной деятельности передается от вас другим людям, наполняя ваше общение неподдельным смыслом.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *