Как правильно организовать летний досуг ребенка, 9 правил

Большаков Александр Сергеевич

Председатель Ассоциации организация по развитию гуманистической психологии в образовании

Лето — пора не только отдыха для детей, но и возможность извлечь определенную пользу для всей семьи. Мы часто акцентируем внимание на отдельных советах, призванных помочь нашим детям не заскучать в летний период и подойти к началу нового учебного года «отдохнувшими с пользой». Однако, главной возможностью летнего периода является появление свободного времени для формирования в семье культуры совместного досуга. К сожалению, в силу разных причин, семейный досуг часто ограничивается редкими беседами родителей с ребенком, прогулками или времяпрепровождением в торговых центрах по выходным дням. Но именно от наличия в семье культуры совместного досуга, которая предполагает вовлеченность всех членов семьи в увлекательную совместную деятельность, во многом зависит личностное развитие ребенка. Если родители находят возможность в свободное время увлеченно заниматься с ребенком интересным и полезным делом, то последний, вовлекаясь в деятельность формирует у себя интересы. Наличие у ребенка интересов различной направленности создает плацдарм, позволяющий ему в дальнейшем стремиться к саморазвитию и осознанно подходить к выбору своей профессии. Более того, именно интересы личности и культура семейного досуга являются факторами, препятствующими развитию у подростка социально нежелательного поведения.

Несколько рекомендаций позволяющих подойти к развитию интересов у ребенка продуманно:

1.Начинайте с раннего возраста. Подходить к организации совместного семейного досуга следует с ранних лет ребенка.

2.Выявляйте предпочтения. Стремитесь определить круг ваших интересов (если вы это не делали прежде) и потенциальных интересов ваших детей. Именно в данный спектр интересов в дальнейшем вам следует делать наибольший вклад, предоставляя ребенку возможность выбирать увлекательные для него темы. Наблюдайте за тем, насколько выражен у ребенка субъективный интерес к той или иной теме. Поддерживайте ребенка в наиболее интересном для него направлении деятельности.

3.Создайте условия. Поощряйте увлеченность ребенка выбранной им с вами темой. Если это биология, помогите ему развивать свой исследовательский интерес используя достойный микроскоп.

4.Ограничьте спектр интересов. Вместе с тем постарайтесь ограничить количество интересов ребенка, если оно превышает разумные границы (более 4-5). Развиваясь в чрезвычайно широком спектре интересов, личность навряд ли сможет достичь успеха хотя бы в одном. Поощряя и даже принуждая ребенка заниматься всем подряд, то есть тем, чем вы считаете «должен» заниматься ребенок в свободное время вы скорее сформируете у него стойкое безразличие к любым интересным начинаниям.

5.Не забывайте про баланс. Не следует делать акцент исключительно на интересах, связанных с интеллектуальным или духовно-эстетическим развитием ребенка или напротив, с его физическим развитием. Позвольте ему развиваться гармонично.

6.Сконцентрируйтесь на идее проекта. Досуговая деятельность может быть разнообразной: походы в музеи; посещение культурных объектов; работа над творческими проектами; посещение мастер-классов. Важно чтобы все виды деятельности нитями сходились в центральном фокусе – определенной идее или конкретном проекте, над которым работает вся семья. Систематические походы в различные музеи, обусловленные тем, что знакомиться с духовной культурой детям «полезно» и это «развивает», скорее сформируют у ребенка поверхностный и неустойчивый интерес, а в некоторых случаях вызовут пресыщение и неприязнь, например, к живописи.

7.Будьте увлечены. Очень часто родители с огорчением сообщают учителям и психологам о том, что их детям ничего не интересно. Например, у детей не вызывает интерес чтение или рисование. Но в таких случаях невольно напрашивается вопрос, насколько часто родители сами посвящают свое свободное время чтению или рисованию? Важно, чтобы родители сами обнаруживали неподдельный и более того, деятельностный интерес к тому, чем они решили заниматься с ребенком.

8.Будьте вместе. Желательно чтобы в увлекательную деятельность с ребенком были вовлечены все члены семьи. Немаловажно при этом, распределять функции в соответствии со способностями и возможностями каждого участника семейного проекта, предоставляя тем не менее, ключевую роль ребенку.

9.Доверяйте ребенку. В некоторых случаях, родители, увлекаясь совместной деятельностью с ребенком, начинают переоценивать свою роль. В итоге, на место совместному творчеству приходит педантичность и опасения что ребенок что-то сделает не так. У ребенка в свою очередь, возникнут опасения и даже страх, испортить своими неаккуратными действиями «ваше» совместное начинание. Он будет скорее стараться сделать нечто, что удовлетворит вас, а не его внутреннюю потребность в творчестве предполагающую момент стихийности и бесстрашия (мужества творить). Если вы задались целью искоренить в ребенке любое творческое начинание, возможно этот вариант развития событий вам вполне подойдет. Однако, в данном случае ваша функция несколько иная. Вам необходимо предоставлять ребенку как можно больше свободы для выполнения проектов, будь то лепка из пластилина или изучение хоботка комара под микроскопом. Доверяйте ребенку, позвольте ему мужественно выражать себя в творчестве.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *