Как выбрать дополнительные занятия для ребенка

Анастасия Кузнецова

 

Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота…

Как выбрать дополнительные занятия для ребенка

Скрипка или футбольная секция, бассейн или художественная школа, танцевальная студия или шахматный клуб? Подобные муки выбора – не редкость для современных родителей. Школа и город сегодня предоставляют огромные возможности для дополнительного образования.  Есть музыкальные и спортивные школы, сулящие перспективы побед и достижений.  Есть желания и способности ребенка, ожидания и амбиции родителей… На что нужно обратить внимание, выбирая кружки для своего ребенка?

Зачем? 

Это первый вопрос, на который родителям нужно ЧЕСТНО себе ответить.

Опыт и опросы родителей показывают, что есть три основных вектора выбора кружков для ребенка:

  • Для общего развития.
  • Для успехов и достижений.
  • Для коррекции и/или преодоления каких-либо личностных и/или коммуникативных особенностей ребенка.

В первом случае обычно решается задача занятости ребенка, удовлетворения его актуальных интересов и развития общих способностей. Обычно семья идет по этому пути, если малыш не проявляет каких-то очевидных способностей или наклонностей к чему-то конкретному. В этом случае ребенок обычно посещает несколько кружков и студий, часто может менять их.  Иногда родители тревожатся, что интересы ребенка изменчивы и не постоянны, что дело не доводится до конца. В то время как ребенок получает возможность пробовать себя в разных областях, нащупывая таким образом, что ему более интересно, что у него лучше получается.

Второй вектор выбирается семьей, если ребенок с раннего возраста проявляет (или родители думают, что проявляет) особые способности к чему-либо. С целью максимального развития специальных способностей и достижения в этой области результатов родители подбирают ребенку дополнительные занятия. Движение в этом направлении предполагает высокую занятость ребенка, переход от уровня к уровню овладения навыками.  Данный путь часто выбирают родители — профессиональные музыканты/художники/спортсмены или мамы и папы, которые по каким-то причинам не реализовали собственную мечту детства быть хоккеистом, скрипачом, танцором и т.д.

Третий вектор – способ компенсировать особенности или трудности ребенка. Например, если малыш стеснительный и тревожный, его записывают в театральную студию, чтобы он там раскрепостился. Не может постоять за себя? На боевые искусства. Слабое здоровье? На плаванье или фигурное катание. Проблемы с речью? На хор в музыкальную школу. Данное направление может трансформироваться как в первое, так и во второе, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, стиля семейного воспитания.

Где?

Как только будет получен от самих себя честный ответ на первый вопрос, можно определяться, где решать поставленные задачи.

В первом случае, подойдут школьные кружки и секции, студии детского творчества, занятия в которых построены по проектному принципу: достижение конкретного, видимого практического результата за какой-то органичный (не очень длительный) срок, затем переход к новым задачам. Это могут быть школьные театральные или музыкальные студии с подготовкой концертов и спектаклей к праздникам, спортивные секции с участием в соревнованиях между классами или школами, творческие мастерские с подготовкой выставок или декораций к спектаклям, научно-познавательные кружки с подготовкой к защите проектных и исследовательских работ и т.д. Большой выбор подобных занятий предлагают детские дома творчества. Их основная задача – заинтересовать ребенка, подержать и развить возникший какой-либо деятельности интерес.

Если решено развивать специальные способности, у ребенка есть ресурсы (здоровье, характер) и желание, а у родителей есть время достигать в этом направлении результатов в конкурентной среде, можно выбрать музыкальную, спортивную, художественную школу. С пониманием того, что эти занятия с большим трудом можно назвать «дополнительными», они будут занимать много времени, потребуют большого труда и занятости всей семьи как минимум на 5 лет. Также нужно быть готовым к тому, что даже самый успешный юный спортсмен или музыкант не раз будет готов бросить дело, на которое затрачено столько времени и сил, и родителям вместе с ребенком придется принимать в этом отношении не простое решение. Но если семье этот путь по плечу, — бонусы очевидны: это воспитание характера, высокая самоорганизация, умение трудиться, мотивация достижения успеха, альтернативный круг общения со сверстниками, занятыми делом, и конечно, специальные навыки и умения.

Если семья хочет преодолеть какие-то трудности в развитии ребенка и в качестве средства для этого выбирает кружки и секции, важно понимать, что в этой ситуации (как, впрочем, и в любой другой) главный принцип — «Не навреди!»  Родителям необходимо проконсультироваться со специалистом (педагогом-психологом, логопедом, врачом-педиатром, тренером, педагогом дополнительного образования и т.д.). Неудачный выбор кружка или дополнительного занятия может как помочь, так и усугубить сложности, которые испытывает малыш.

Как?

Когда стратегические задачи выбора решены, нужно принимать тактические меры. Во-первых, посетить Дни открытых дверей в образовательных организациях (школах, домах детского творчества) и организациях дополнительного образования (музыкальных, спортивных, художественных школах, школах искусств). Информация об их проведении публикуется на официальных сайтах. Как минимум, дни открытых дверей организуются два раза в год: в начале учебного года (сентябрь), чтобы познакомить родителей и детей с многообразием и содержанием деятельности в кружках, и в конце учебного года (апрель), чтобы продемонстрировать результаты и достижения ребят. На таких мероприятиях презентации кружков обычно организованы в форме концертов, выставок и мастер-классов. Пока дети с удовольствием перемещаются от площадки к площадке, родители имеют возможность наблюдать, в какой момент у малыша больше загорелись глазки, как общаются с ребятами педагоги, пообщаться с руководителями кружков и секций, с детьми и родителями, которые в них уже ходят. Такая информация «из первых рук» не сравнится ни с какой рекламой.

Когда окончательный выбор сделан, дело за малым. Запись в любые кружки в системе общего и дополнительного образования Москвы  осуществляется через Официальный сайт Мэра Москвы: ссылка, в разделе «Запись в кружки, спортивные секции, дома творчества». Родителям достаточно сформировать заявление в электронной форме, и представители организации сами свяжутся с семьей.

Важно помнить!

Педагоги придумали дополнительное образование детей и занимаются им для того, чтобы:

  • ребенок мог максимально раскрыть свои способности;
  • у ребенка была возможность почувствовать себя УСПЕШНЫМ в каком-либо виде деятельности;
  • ребенок смог сформировать представление о своих возможностях, интересах, предпочтениях;
  • семья и общество были спокойны, что дети под присмотром заняты интересным и полезным делом.

Ребенок посещает кружки и секции потому что то, что он там ДЕЛАЕТ, ему ИНТЕРЕСНО!

Прекрасно, если мотивы семьи в выборе дополнительных занятий для своего ребенка совпадают с мотивами педагогов и самого малыша.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *