Авторское эссе «Психолог: профессия или призвание?»

Дипломант конкурса на лучшее эссе имени В.Н. Молодцовой

 в рамках конкурса «Педагог года Москвы-2017»

Лауреат номинации «Педагог-психолог года»

Козлова Ольга Владимировна

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

ГБОУ «Школа им. Н.М. Карамзина»

 

 

Как тяжело расставаться с мечтой… А в двенадцать лет расставаться еще тяжелее. Понять и принять, что всё в прошлом! Тренировки, турниры, танцы. Такие желанные и близкие еще несколько дней назад. В больнице время тянется очень медленно, особенно если ты несколько месяцев не встаешь с кровати. День, когда в больничную палату вместе с мамой пришла миловидная женщина, надолго останется в моей памяти. Она вошла и поставила на тумбочку возле кровати красивые танцевальные туфли — мечту любой девочки. Поставила, посмотрела на меня, измученную слезами и физической болью, и сказала: «Пройдет время, и ты опять будешь танцевать».

Так в мою жизнь вошла психология. С этой минуты даже воздух в палате пропитался запахом надежды. Надежда поселилась и в моем сердце. Во время наших разговоров в глазах психолога было столько понимания, сопереживания и сочувствия, столько веры, что все будет хорошо…. Вместе с этими беседами пришло понимание того, что жизнь — это больше, чем танцы. Всегда готовая выслушать, она была настолько со мной в моей беде, что я не представляла, что у нее есть дом и семья, что она возвращается туда, готовит ужин своим близким, ходит в магазин. Когда тебе тяжело и тебе помогают, ты не задумываешься, что для другого человека это — профессия — так естественно все происходит. Лишь теперь я понимаю, как долго Алина готовилась к каждой нашей встрече, как долго искала и подбирала именно те слова, которые я должна была слышать. После бесед с ней мир поворачивался ко мне совсем другой стороной, и время, которое предстояло провести в коляске, уже не казалось таким страшным. Я часто спрашиваю себя теперь: «Чего было больше в ее словах: профессионализма или сострадания?» И до сих пор не нахожу ответа, ведь принять чужую боль, как свою — это одно, а докопаться до ее причины и помочь справиться с ней, дать толчок к изменениям в жизни — это совершенно иное.

Так что же такое психология: профессия или призвание? Давайте попробуем разобраться. Можно научить будущего психолога применять необходимые навыки, говорить правильные фразы, но нельзя научить его любить людей. Можно научить слушать «активно», точно по технике Гиппенрейтер, но нельзя научить вслушиваться в чужую боль и находить на нее отклик в своем сердце. Убеждать, находить связи, научить принимать самостоятельные решения — это искусство, которому нужно учиться, ведь одного желания помочь другому человеку мало. Помощь — это умение применить определенные средства и способности. И нужно уметь это делать, т.е. обладать уровнем профессиональных знаний, необходимых для этого. Я уже научилась видеть по глазам родителей, входящих в кабинет, тех, кто ищет просто сочувствия и поддержки, которую не нашли у своих близких, а может просто не смогли им довериться, рассказать, что беспокоит и гложет. Выслушать, расположить к себе, стать на позицию родителя, искренне стремиться помочь человеку,- это скорее личностные качества, присущие не всякому человеку. Если говорить откровенно, то психолог — профессия непростая, можно даже сказать трудная. Психолог, независимо от того, в какой области он работает, вкладывает в людей часть себя, и как бы то ни было, главным орудием психолога является его личность. Настоящий психолог должен сам постоянно расти и развиваться, быть интересным для людей. С другой стороны — это профессия творческая и очень интересная, дающая возможность больше осознать и понять про себя и про свою жизнь, ведь увидеть внутренний мир другого человека можно лишь в том случае, если ты познал сам себя.

Профессия психолог или призвание — зависит от самого человека. Для кого-то это призвание, для кого-то — профессия. По моему мнению, стать психологом — это выбрать свой путь. А путь — это не совсем профессия. Путь — это процесс очень живой, познавательный, творческий, простой и сложный, разный: от обучения профессии, через собственную практику, возможно преподавательскую деятельность к созданию своих собственных программ, написанию книг, статей. Мне не только удалось вернуться к танцам и выступать на международном уровне, мне удалось сделать их частью своей профессии. На элементах интегративной танцевальной терапии основана моя собственная авторская программа социализации и адаптации детей. А также я помогаю танцевальным парам преодолевать трудности в общении друг с другом. Танцы остались в моей жизни как ресурс восстановления, тем пространством собственного интереса, в котором я черпаю энергию. Психология же стала для меня образом жизни и научила, прежде всего, широко смотреть на мир, выходить за рамки шаблонов, стереотипов и установок, принятых и навязанных обществом. Эта деятельность дает мне счастье и возможность быть собой в этом мире.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *