Открытое письмо подростка родителям “Как помочь выпускнику подготовиться к экзаменам”

Голерова Оксана Александровна, методист, педагог-психолог

 

Конечно, подростки не пишут писем родителям о том, как они готовятся к экзаменам. Они редко могут задавать вопросы и просить о помощи и поддержке у родителей. Подростки чаще уходят «в протест» и говорят, что уже устали от того, что все вокруг обсуждают экзамены. Или, не выделяясь на занятиях, рисуют пугающие рисунки на заданную тему «Мои ассоциации с экзаменом». Они могут обсуждать с педагогом-психологом собственные способы психологической подготовки к экзаменам, но тут же отбрасывать их, как бесполезные и неработающие, не гарантирующие нужное количество баллов. Все подростки ведут себя по-разному во время подготовки к экзамену, демонстрируя широкий спектр чувств по отношению к предстоящему испытанию – от внешнего равнодушия до сильнейшей тревоги. Безусловно одно – вне зависимости от внешних проявлений и деклараций, успешности или неуспешности в учебе для большинства подростков экзамен – это стрессовое событие, инициация, которую им необходимо пройти и избежать которой почти невозможно.

В этой статье мы постарались объединить высказывания, вопросы и размышления подростков, которыми они делились с нами на занятиях по психологической подготовке к экзаменам.

На занятиях, когда озвучивается тема «Психологическая подготовка к экзаменам», мы часто слышим о том, что подростки уже устали обсуждать экзамены, что все – родители и педагоги – последний год говорят с ними только об экзаменах. Девятиклассники шутят на тему «Голодных игр» и что «экзамен похож на состязание трибутов из дистриктов». И еще о том, что «такие дивергенты, как мы, имеют немного шансов сдать экзамен настолько успешно, как этого хочется». По мнению, выпускников 9-класса ОГЭ —  это «страшно» и «очень страшно» (70% всех ответов), «это дремучий лес и тебе неподвластно», «очень сложно и невыполнимо», «это ужас», «тяжелый экзамен», «ОГЭ окажется сильнее твоих знаний», «невозможно сдать на данном уровне подготовки», «единственная возможность показать, на что ты способен». У 11-классники слово «страшно» все чаще меняется на «сложно», и начинают звучать, хотя и единичные,  такие ответы как ЕГЭ – это «всего лишь ступень». Так работает разница в два года и наличие собственного уникального опыта преодоления подобных стрессовых ситуаций.

Один из вопросов, который мы задаем подростку в анкете «Оцени от 0 до 10 баллов степень поддержки твоих родителей при подготовке к ЕГЭ/ОГЭ?». Мы объясняем, что «0 баллов» на данной шкале – это ситуация, в которой родители, знают об экзаменах, но не проявляют никакого интереса к предстоящим экзаменационным испытаниям, «10 баллов» — когда родители поддерживают, делают все, что в их силах, наняли репетиторов, помогают готовиться и решать тренировочные задания, поддерживают морально, или наоборот, поддерживают тем, что не беспокоят лишний раз, давая время и возможность подготовиться самому.

Большинство подростков ставят 7-8 баллов. Они говорят, что родители их достаточно поддерживают. Они знают, что родители беспокоятся за них и за то, как они сдадут экзамен. В обсуждении, подростки часто говорят о том, что родители переживают даже больше, чем они сами, и их это «напрягает». Бывают подростки, которые ставят в этом вопросе 2 балла. Таких немного, но они тоже есть.

По словам подростков, родители им часто говорят «больше занимайся, а то пойдешь в армию”, “учись и поменьше сиди “в контакте”, или «инсте», или «доте»», «нужно больше времени уделять урокам и отключи интернет», а иногда «это твоя жизнь и тебе решать, готовься сам», «не волнуйся», «ты сдашь, у тебя все получится». Но подросткам кажется, что родители очень боятся, что они «провалятся» на экзамене. Они говорят, что от этого им еще страшнее.

Из ответа 11-классника: «Почему бы просто не сказать “Я боюсь, что ты не сдашь экзамен и нам будет сложно (или мы не сможем) оплачивать внебюджет” или “Я растерян, также как и ты, и не чувствую уверенности, что все будет хорошо, я чувствую беспомощность”? Ведь лучше быть искренними? Обсудить все мной? Придумать вместе разные варианты?  И еще, мне вдруг захотелось спросить у родителей, а что они будут делать, если я не сдам ЕГЭ успешно? Мне кажется, от их ответа, их позиции в этом вопросе зависит и моя уверенность в отношении успеха на экзамене».

Семья, с точки зрения психологии, может рассматриваться как система, в которой состояние каждого члена семьи напрямую зависит от состояния других членов семьи. Т.е. если экзамен вызывает много тревоги и напряжения у родителей, то с большой долей вероятности эта тревога будет передаваться ребенку. Способы передачи тревоги различны и в каждой семье свои. Но именно тревогой и чувствами родители обычно не делятся с детьми. Потому что все родители понимают, что это плохо отразиться на уверенности ребенка и его успехе на экзамене. Не говорят. Не обсуждают. Но при этом часто “передают” свою тревогу и отношение к экзамену с помощью других действий: ежедневных напоминаний по поводу подготовки к экзамену, скандалов по поводу уроков и других опосредованных способах. И тем самым снижают уверенность ребенка в успехе. Поэтому важно самим справиться с собственной  тревогой. Подростку очень важно видеть, что значимые для него взрослые справляются с ситуацией и тем самым дают ему возможность также справиться с ней самому.

Из ответа другого 11-классника: «Я подумал, когда мои родители учились в школе, у них тоже были экзамены. Мне было бы интересно, если бы мама или папа (особенно папа) поделились бы собственным опытом прохождения экзамена. Были ли у них шпаргалки? Как они готовились к экзаменам? Конечно, я не хочу лекцию-нравоучение. Можно просто коротко рассказать. Я сам сделаю выводы».

Поделитесь с ребенком собственным опытом успешного прохождения экзамена. Ведь наверняка у вас есть, что рассказать своему ребёнку, подбодрить его, воодушевить, успокоить, помните, что вы всё ещё являетесь во многих вопросах авторитетом для ребёнка, и он нуждается в вашей моральной поддержке, похвале, вере, хотя может и не показывать этого.

И еще одно размышление подростка: «Я знаю, что раньше экзамены сдавали по-другому, и можно было выбирать и экзамен, и форму экзамена. У меня нет сейчас выбора: сдавать экзамен устно или в форме ЕГЭ. Я буду сдавать экзамен в форме ЕГЭ. Поэтому, какой смысл сравнивать и нагружать меня лишними мыслями по этому поводу?»

Из обсуждения с девятиклассниками: «В школе нам много рассказывают о предстоящих экзаменах, готовят нас. Мы делаем тестовые пробные работы, остаемся на дополнительные консультации. Я знаю, что буду сдавать экзамен в другой школе и с другими учителями. Но я не помню или не знаю, что делать, если забуду паспорт на экзамен, если заболею и не смогу прийти, если испорчу бланк для экзамена. Я не знаю, что мне делать, если все сделал раньше времени, должен ли он еще оставаться и ждать окончания экзамена? А если мне станет плохо на экзамене, как пересдать и к кому обращаться?»

Чем меньше у выпускника вопросов по процедуре экзамена, тем больше у него возможности сосредоточиться на самих экзаменационных заданиях. Важно вовремя помочь организовать среду для ребенка (режим сна, режим питания, правильный отдых, правильная подготовка, предложение помощи для посещения  ребёнком того учебного заведения, которое он выбрал).

Постарайтесь получить как можно больше информации о процедуре проведения экзамена, чтобы степень неизвестности в отношения экзамена была как можно ниже. При необходимости Вы всегда можете задать вопросы педагогам школы, где учится ваш  ребенок, позвонить на горячую линию ЕГЭ Департамента образования г. Москвы по вопросам проведения ОГЭ и ЕГЭ: 8 (499)151-25-84 (Департамент образования города Москвы).

Обдумайте заранее, как Вы сможете поддержать своего ребенка в тот момент, когда экзамен уже сдан, но результаты еще не получены. По отзывам родителей, этот период может переживаться достаточно тяжело и напряженно. Подросток в этот момент может сомневаться, что сдал экзамен успешно, переживать, что уже ничего нельзя изменить, проигрывать многократно в голове вопросы экзамена и свои ответы на них.

Из рассуждения 11-классника: «В 11 классе мне кажется, что родители говорят со мной только об экзаменах и учебе. Но ведь есть еще я! Просто человек. Мне порой кажется, что отношение ко мне родителей складывается от того, как я готовлюсь к экзамену и как я его сдам! Но я – это я. А экзамен – это экзамен».

Поддерживайте своего ребёнка. Ведь именно от Вас, подростку порой так важно услышать «Я верю в тебя», “Если нужна будет помощь, я рядом», «Как бы ты не сдал экзамен, мы любим тебя». Разделяйте Ваши чувства к самому ребенку и чувства к результатам его экзамена. Личность подростка гораздо более сложна и многогранна, чем просто “Я успешно сдал экзамен на 90 баллов”.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *