Открытое письмо родителям “Как помочь выпускнику подготовиться к экзаменам”

Голерова Оксана Александровна, методист, педагог-психолог ГБУ ГППЦ ДОгМ

Абубякирова Ирина Анатольевна, педагог-психолог ГБУ ГППЦ ДОгМ

 

Уважаемые родители, выпускные школьные экзамены ребенка – важное событие, влияющее на жизнь всей семьи. И как любое значимое событие жизни оно может вызывать целый спектр самых разных чувств и эмоций  – от положительных до отрицательных.

В своем письме, мы хотели бы поделиться с вами теми идеями, которые возникли у нас, когда мы проводили с подростками занятия “Психологическая подготовка к экзаменам” и работали с родителями. На занятиях ребята делились своими переживаниями, своими эмоциями, рассказывали о том, что их поддерживает или наоборот, напрягает.

  1. Семья, с точки зрения психологии, может рассматриваться как система, в которой состояние каждого члена семьи напрямую зависит от состояния других членов семьи. Т.е. если экзамен вызывает много тревоги и напряжения у родителей, то с большой долей вероятности эта тревога будет передаваться ребенку. Способы передачи тревоги различны и в каждой семье свои: некоторые родители могут часто повторять подростку, что “Больше занимайся, а то пойдешь в армию”, “учись и поменьше сиди “в контакте””, некоторые — наоборот — всю ответственность за подготовку передают ребенку и школе. Но именно тревогой и чувствами родители обычно не делятся с детьми. Редкий родитель скажет подростку “Я боюсь, что ты не сдашь экзамен и нам будем сложно (или мы не сможем) оплачивать внебюджет” или “Я растерян, также как и ты, и не чувствую уверенности, что все будет хорошо, я чувствую беспомощность”. Потому что все родители понимают, что это плохо отразиться на уверенности ребенка и его успехе на экзамене. Не говорят. Не обсуждают. Но при этом часто “передают” свою тревогу и отношение к экзамену с помощью других действий: ежедневных напоминаний по поводу подготовки к экзамену, скандалов по поводу уроков и других опосредованных способах. И тем самым снижают уверенность ребенка в успехе. Поэтому важно самим справиться с собственной  тревогой. Подумайте над вопросом, что я как родитель буду делать, если ребенок не сдаст ЕГЭ успешно. И если этот вопрос вызывает эмоциональную напряженность, негативные переживания, то Ваш ребенок, скорее всего, почувствует это и для него экзамен тоже еще больше приобретет негативную эмоциональную установку. Ребенку очень важно видеть, что значимые для него взрослые справляются с ситуацией и тем самым дают ему возможность также справиться с ней самому.
  2. Поделитесь с ребенком собственным опытом успешного прохождения экзамена. Ведь наверняка у вас есть? что рассказать своему ребёнку, подбодрить его, воодушевить, успокоить, помните, что вы всё ещё являетесь во многих вопросах авторитетом для ребёнка, и он нуждается в вашей моральной поддержке, похвале, вере, хотя может и не показывать этого.
  3. Поймите и примите, что сейчас все по-другому и постарайтесь не сравнивать, что было в ваше время  и что есть сейчас. Все, кто учился в школе, когда-то сдавали экзамены, но они всегда проходили по-разному. У сегодняшних выпускников нет  возможности выбора между традиционным экзаменом и экзаменом в форме ЕГЭ. Они сдают ЕГЭ. Поэтому какой смысл сравнивать и нагружать своего ребёнка лишними мыслями по этому поводу.
  4. Важно вовремя помочь организовать среду для ребенка (режим сна, режим питания, правильный отдых, правильная подготовка, предложение помощи для посещения  ребёнком того учебного заведения, которое он выбрал).
  5. Постарайтесь получить как можно больше информации о процедуре проведения экзамена, чтобы степень неизвестности в отношения экзамена была как можно ниже. Что делать, если ребенок забыл паспорт на экзамен? Куда обращаться, если ребёнок заболел и не смог прийти? Если он испортил бланк для экзамена? Если все сделал раньше времени, должен ли он еще оставаться и ждать окончания экзамена? Если ребёнку стало плохо на экзамене, как пересдать потом и к кому обращаться? Чем меньше вопросов по процедуре экзамена, тем больше у выпускника возможности сосредоточиться на самих экзаменационных заданиях. При необходимости Вы всегда можете задать вопросы педагогам школы, где учится ваш ребенок, позвонить на горячую линию ЕГЭ Департамента образования г. Москвы по вопросам проведения ОГЭ и ЕГЭ: 8 (499)151-25-84 (Департамент образования города Москвы).
  6. Обдумайте заранее, как Вы сможете поддержать своего ребенка в тот момент, когда экзамен уже сдан, но результаты еще не получены. По отзывам родителей, этот период может переживаться достаточно тяжело и напряженно. Подросток в этот момент может сомневаться, что сдал экзамен успешно, переживать, что уже ничего нельзя изменить, проигрывать многократно в голове вопросы экзамена и свои ответы на них.
  7. Поддерживайте своего ребёнка. Ведь именно от Вас, подростку порой так важно услышать «Я верю в тебя», “Если нужна будет помощь, я рядом», «Как бы ты не сдал экзамен, мы любим тебя». Разделяйте Ваши чувства к самому ребенку и чувства к результатам его экзамена. Личность подростка гораздо более сложна и многогранна, чем просто “Я успешно сдал экзамен на 90 баллов”.
0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *