Уважаемые коллеги, друзья! Поздравляем вас с новым учебным годом!

Пусть этот учебный год пройдёт успешно и благоприятно. Желаем вам в новом учебном году больших достижений, радости, успехов и в делах по работе, и в личных планах, уважения детей и их родителей. Здоровья вам, сил, отличного настроения и больших перспектив!

Всероссийский конкурс социальной рекламы антинаркотической направленности и пропаганды здорового образа жизни «Спасем жизнь вместе!»

В период с 15 января 2018 года по 20 февраля 2018 года Управлением по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по г. Москве проводится региональный этап Всероссийского конкурса социальной рекламы антинаркотической направленности и пропаганды здорового образа жизни «Спасем жизнь вместе!» (далее — Конкурс)

Цель Конкурса — привлечение внимания общественности к проблеме незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ и формирование в обществе негативного отношения к их незаконному потреблению.

К участию в Конкурсе приглашаются обучающихся образовательных организаций города Москвы в возрасте от 16 лет.

Участникам Конкурса до 16 февраля 2018 года необходимо направить работы в бумажном и электронном видах по адресам:

  • почтовый адрес: г. Москве по адресу: город Москва, ул. Азовская, д. 19 (с пометкой Конкурс «Спасем жизнь вместе!»;
  • адрес электронной почты: abondareva9@mvd.ru .

Положение о Конкурсе и форма заявки

9-12 февраля 2018 года в Москве состоится конференция «Вызовы современности: Психология зависимости»

9-12 февраля 2018 года в Москве состоится конференция «Вызовы современности: Психология зависимости». Речь пойдет о химических и других видах зависимостей и как это проявляется в области отношений, воспитания детей и в работе. Данное мероприятие — это продолжение конференции «Психология: вызовы современности», которую успешно провели в апреле 2017 года компания «Ивент Лига», журнал PSYCHOLOGIES, Московский институт психоанализа и другие партнеры.

Более 50 экспертов и около 500 участников очно и онлайн снова соберутся вместе, чтобы обсудить психологические аспекты зависимостей – причины, виды, стадии, способы обнаружения, лечения и реабилитации.

В программе: телемосты международных экспертов из США, Европы и Израиля, лекции, семинары и мастер-классы выдающихся российских научных деятелей и практиков психологии, playback театр, киноклуб и многое другое. 

Спикеры: Александр Асмолов, Дмитрий Леонтьев, Людмила Петрановская, Владимир Майков, Владимир Менделевич, Геннадий Старшенбаум, Лев Хегай, Джон Дайси, Елена Журек, Марина Травкова, Елена Калитеевская, Марио Кодыш, Светлана Штукарева, Людмила Фролова, Светлана Сорока, Александр Савицкий, Александра Вильвовская, Алина Тимошенко, Джин Мерсер, Варвара Сидорова, Валентина Новикова, Олег Болдырев, Руслан Молодцов, Ирина Якутенко и другие.

К участию приглашаются: практикующие и начинающие специалисты- психологи, специалисты практик развития и все желающие.

По итогам конференции участники получат сертификат от организаторов мероприятия – компания «Ивент Лига», Школа консультанта по вопросам зависимости, журнал PSYCHOLOGIES и Московский институт психоанализа (МИП).

Регистрация и подробная информация по ссылке: psy-conference.ru, а также по телефону (8-495-968-84-88) и почте (mail@event-liga.ru).

Марина Битянова стала гостем Клуба интересных встреч Ассоциации организаций по развитию психологии в образовании

17 января в рамках проекта «Клуб интересных встреч» состоялась встреча с членом правления Ассоциации, директором Центра психологического сопровождения образования «Точка пси», кандидатом психологических наук Мариной Ростиславовной Битяновой. В заседании клуба приняли участие 54 представителя из 52 образовательных организаций города Москвы: заместители директора, учителя, классные руководители, педагоги-психологи.  Тема встречи — «Учитель и психолог: формат эффективного взаимодействия».

Общение с коллегами Марина Битянова начала с обзора истории развития психологической службы в системе образования. Она обратила внимание на то, как менялась роль педагога-психолога в течение последних тридцати лет.

По ее мнению, в самом начале пути задачи психологической службы в образовании были не совсем ясны, в том числе ей самой.

В 90-ые – школьный психолог оказался «на коне», он воспринимался как носитель уникального, невероятно востребованного знания.

«Нулевые», по словам Марины Битяновой, стали для психологической службы годами «обустройства», периодом поиска и активной профессиональной деятельности.

А «десятые годы» Марина Битянова считает временем ожидания Ренессанса психологической службы в системе образования. Причем «вернуться» в школу психолог может по-разному: как фантастический супергерой или как блудный сын.

Марина Битянова дискутировала с коллегами о том, какое место занимает психолог в образовательной организации, что он может и должен делать для достижения целей образовательной организации, в которой он работает.   По ее мнению, школьный психолог эффективен только тогда, когда он работает системно, взаимодействует с педагогами и важной задачей своей деятельности считает достижение ребенком метапредметных и личностных образовательных результатов.

Проект Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии «Клуб интересных встреч» существует не первый год. Гостями клуба были Александр Григорьевич Асмолов, Гули Базарова и другие известные личности и профессионалы в области психологии.

Приглашаем вас в Клуб интересных встреч! Следите за анонсами!

КЛУБ ИНТЕРЕСНЫХ ВСТРЕЧ «Учитель и психолог: формат эффективного взаимодействия»

Уважаемые коллеги:

заместители директора, руководители психологических служб, учителя, классные руководители, педагоги-психологи!

Приглашаем Вас на встречу с

БИТЯНОВОЙ МАРИНОЙ РОСТИСЛАВОВНОЙ,

кандидатом психологических наук, директором Центра психологического сопровождения образования «Точка пси»

Тема встречи: Учитель и психолог: формат эффективного взаимодействия

 Время и место встречи: 17 января в 16:00, Есенинский бульвар 12 корпус 2

Деловая игра «Психологическая служба в московской школе: критерии эффективности деятельности»

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Ассоциация организаций по развитию гуманистической психологии в образовании приглашает заместителей директора и руководителей психолого-педагогических  служб образовательных организаций принять участие в деловой игре «Психологическая служба в московской школе: критерии эффективности деятельности»

Мероприятие состоится 23 ноября в 16:00, по адресу: Есенинский бульвар дом 12 корпус 2

Наша общая задача – сделать психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса актуальным ресурсом качества образования московских школьников!

ЖДЕМ ВАС НА ДЕЛОВОЙ ИГРЕ!

Регистрация закрыта!

Открытое письмо родителям “Как помочь выпускнику подготовиться к экзаменам”

Голерова Оксана Александровна, методист, педагог-психолог ГБУ ГППЦ ДОгМ

Абубякирова Ирина Анатольевна, педагог-психолог ГБУ ГППЦ ДОгМ

 

Уважаемые родители, выпускные школьные экзамены ребенка – важное событие, влияющее на жизнь всей семьи. И как любое значимое событие жизни оно может вызывать целый спектр самых разных чувств и эмоций  – от положительных до отрицательных.

В своем письме, мы хотели бы поделиться с вами теми идеями, которые возникли у нас, когда мы проводили с подростками занятия “Психологическая подготовка к экзаменам” и работали с родителями. На занятиях ребята делились своими переживаниями, своими эмоциями, рассказывали о том, что их поддерживает или наоборот, напрягает.

  1. Семья, с точки зрения психологии, может рассматриваться как система, в которой состояние каждого члена семьи напрямую зависит от состояния других членов семьи. Т.е. если экзамен вызывает много тревоги и напряжения у родителей, то с большой долей вероятности эта тревога будет передаваться ребенку. Способы передачи тревоги различны и в каждой семье свои: некоторые родители могут часто повторять подростку, что “Больше занимайся, а то пойдешь в армию”, “учись и поменьше сиди “в контакте””, некоторые — наоборот — всю ответственность за подготовку передают ребенку и школе. Но именно тревогой и чувствами родители обычно не делятся с детьми. Редкий родитель скажет подростку “Я боюсь, что ты не сдашь экзамен и нам будем сложно (или мы не сможем) оплачивать внебюджет” или “Я растерян, также как и ты, и не чувствую уверенности, что все будет хорошо, я чувствую беспомощность”. Потому что все родители понимают, что это плохо отразиться на уверенности ребенка и его успехе на экзамене. Не говорят. Не обсуждают. Но при этом часто “передают” свою тревогу и отношение к экзамену с помощью других действий: ежедневных напоминаний по поводу подготовки к экзамену, скандалов по поводу уроков и других опосредованных способах. И тем самым снижают уверенность ребенка в успехе. Поэтому важно самим справиться с собственной  тревогой. Подумайте над вопросом, что я как родитель буду делать, если ребенок не сдаст ЕГЭ успешно. И если этот вопрос вызывает эмоциональную напряженность, негативные переживания, то Ваш ребенок, скорее всего, почувствует это и для него экзамен тоже еще больше приобретет негативную эмоциональную установку. Ребенку очень важно видеть, что значимые для него взрослые справляются с ситуацией и тем самым дают ему возможность также справиться с ней самому.
  2. Поделитесь с ребенком собственным опытом успешного прохождения экзамена. Ведь наверняка у вас есть? что рассказать своему ребёнку, подбодрить его, воодушевить, успокоить, помните, что вы всё ещё являетесь во многих вопросах авторитетом для ребёнка, и он нуждается в вашей моральной поддержке, похвале, вере, хотя может и не показывать этого.
  3. Поймите и примите, что сейчас все по-другому и постарайтесь не сравнивать, что было в ваше время  и что есть сейчас. Все, кто учился в школе, когда-то сдавали экзамены, но они всегда проходили по-разному. У сегодняшних выпускников нет  возможности выбора между традиционным экзаменом и экзаменом в форме ЕГЭ. Они сдают ЕГЭ. Поэтому какой смысл сравнивать и нагружать своего ребёнка лишними мыслями по этому поводу.
  4. Важно вовремя помочь организовать среду для ребенка (режим сна, режим питания, правильный отдых, правильная подготовка, предложение помощи для посещения  ребёнком того учебного заведения, которое он выбрал).
  5. Постарайтесь получить как можно больше информации о процедуре проведения экзамена, чтобы степень неизвестности в отношения экзамена была как можно ниже. Что делать, если ребенок забыл паспорт на экзамен? Куда обращаться, если ребёнок заболел и не смог прийти? Если он испортил бланк для экзамена? Если все сделал раньше времени, должен ли он еще оставаться и ждать окончания экзамена? Если ребёнку стало плохо на экзамене, как пересдать потом и к кому обращаться? Чем меньше вопросов по процедуре экзамена, тем больше у выпускника возможности сосредоточиться на самих экзаменационных заданиях. При необходимости Вы всегда можете задать вопросы педагогам школы, где учится ваш ребенок, позвонить на горячую линию ЕГЭ Департамента образования г. Москвы по вопросам проведения ОГЭ и ЕГЭ: 8 (499)151-25-84 (Департамент образования города Москвы).
  6. Обдумайте заранее, как Вы сможете поддержать своего ребенка в тот момент, когда экзамен уже сдан, но результаты еще не получены. По отзывам родителей, этот период может переживаться достаточно тяжело и напряженно. Подросток в этот момент может сомневаться, что сдал экзамен успешно, переживать, что уже ничего нельзя изменить, проигрывать многократно в голове вопросы экзамена и свои ответы на них.
  7. Поддерживайте своего ребёнка. Ведь именно от Вас, подростку порой так важно услышать «Я верю в тебя», “Если нужна будет помощь, я рядом», «Как бы ты не сдал экзамен, мы любим тебя». Разделяйте Ваши чувства к самому ребенку и чувства к результатам его экзамена. Личность подростка гораздо более сложна и многогранна, чем просто “Я успешно сдал экзамен на 90 баллов”.

Открытое письмо подростка родителям “Как помочь выпускнику подготовиться к экзаменам”

Голерова Оксана Александровна, методист, педагог-психолог

 

Конечно, подростки не пишут писем родителям о том, как они готовятся к экзаменам. Они редко могут задавать вопросы и просить о помощи и поддержке у родителей. Подростки чаще уходят «в протест» и говорят, что уже устали от того, что все вокруг обсуждают экзамены. Или, не выделяясь на занятиях, рисуют пугающие рисунки на заданную тему «Мои ассоциации с экзаменом». Они могут обсуждать с педагогом-психологом собственные способы психологической подготовки к экзаменам, но тут же отбрасывать их, как бесполезные и неработающие, не гарантирующие нужное количество баллов. Все подростки ведут себя по-разному во время подготовки к экзамену, демонстрируя широкий спектр чувств по отношению к предстоящему испытанию – от внешнего равнодушия до сильнейшей тревоги. Безусловно одно – вне зависимости от внешних проявлений и деклараций, успешности или неуспешности в учебе для большинства подростков экзамен – это стрессовое событие, инициация, которую им необходимо пройти и избежать которой почти невозможно.

В этой статье мы постарались объединить высказывания, вопросы и размышления подростков, которыми они делились с нами на занятиях по психологической подготовке к экзаменам.

На занятиях, когда озвучивается тема «Психологическая подготовка к экзаменам», мы часто слышим о том, что подростки уже устали обсуждать экзамены, что все – родители и педагоги – последний год говорят с ними только об экзаменах. Девятиклассники шутят на тему «Голодных игр» и что «экзамен похож на состязание трибутов из дистриктов». И еще о том, что «такие дивергенты, как мы, имеют немного шансов сдать экзамен настолько успешно, как этого хочется». По мнению, выпускников 9-класса ОГЭ —  это «страшно» и «очень страшно» (70% всех ответов), «это дремучий лес и тебе неподвластно», «очень сложно и невыполнимо», «это ужас», «тяжелый экзамен», «ОГЭ окажется сильнее твоих знаний», «невозможно сдать на данном уровне подготовки», «единственная возможность показать, на что ты способен». У 11-классники слово «страшно» все чаще меняется на «сложно», и начинают звучать, хотя и единичные,  такие ответы как ЕГЭ – это «всего лишь ступень». Так работает разница в два года и наличие собственного уникального опыта преодоления подобных стрессовых ситуаций.

Один из вопросов, который мы задаем подростку в анкете «Оцени от 0 до 10 баллов степень поддержки твоих родителей при подготовке к ЕГЭ/ОГЭ?». Мы объясняем, что «0 баллов» на данной шкале – это ситуация, в которой родители, знают об экзаменах, но не проявляют никакого интереса к предстоящим экзаменационным испытаниям, «10 баллов» — когда родители поддерживают, делают все, что в их силах, наняли репетиторов, помогают готовиться и решать тренировочные задания, поддерживают морально, или наоборот, поддерживают тем, что не беспокоят лишний раз, давая время и возможность подготовиться самому.

Большинство подростков ставят 7-8 баллов. Они говорят, что родители их достаточно поддерживают. Они знают, что родители беспокоятся за них и за то, как они сдадут экзамен. В обсуждении, подростки часто говорят о том, что родители переживают даже больше, чем они сами, и их это «напрягает». Бывают подростки, которые ставят в этом вопросе 2 балла. Таких немного, но они тоже есть.

По словам подростков, родители им часто говорят «больше занимайся, а то пойдешь в армию”, “учись и поменьше сиди “в контакте”, или «инсте», или «доте»», «нужно больше времени уделять урокам и отключи интернет», а иногда «это твоя жизнь и тебе решать, готовься сам», «не волнуйся», «ты сдашь, у тебя все получится». Но подросткам кажется, что родители очень боятся, что они «провалятся» на экзамене. Они говорят, что от этого им еще страшнее.

Из ответа 11-классника: «Почему бы просто не сказать “Я боюсь, что ты не сдашь экзамен и нам будет сложно (или мы не сможем) оплачивать внебюджет” или “Я растерян, также как и ты, и не чувствую уверенности, что все будет хорошо, я чувствую беспомощность”? Ведь лучше быть искренними? Обсудить все мной? Придумать вместе разные варианты?  И еще, мне вдруг захотелось спросить у родителей, а что они будут делать, если я не сдам ЕГЭ успешно? Мне кажется, от их ответа, их позиции в этом вопросе зависит и моя уверенность в отношении успеха на экзамене».

Семья, с точки зрения психологии, может рассматриваться как система, в которой состояние каждого члена семьи напрямую зависит от состояния других членов семьи. Т.е. если экзамен вызывает много тревоги и напряжения у родителей, то с большой долей вероятности эта тревога будет передаваться ребенку. Способы передачи тревоги различны и в каждой семье свои. Но именно тревогой и чувствами родители обычно не делятся с детьми. Потому что все родители понимают, что это плохо отразиться на уверенности ребенка и его успехе на экзамене. Не говорят. Не обсуждают. Но при этом часто “передают” свою тревогу и отношение к экзамену с помощью других действий: ежедневных напоминаний по поводу подготовки к экзамену, скандалов по поводу уроков и других опосредованных способах. И тем самым снижают уверенность ребенка в успехе. Поэтому важно самим справиться с собственной  тревогой. Подростку очень важно видеть, что значимые для него взрослые справляются с ситуацией и тем самым дают ему возможность также справиться с ней самому.

Из ответа другого 11-классника: «Я подумал, когда мои родители учились в школе, у них тоже были экзамены. Мне было бы интересно, если бы мама или папа (особенно папа) поделились бы собственным опытом прохождения экзамена. Были ли у них шпаргалки? Как они готовились к экзаменам? Конечно, я не хочу лекцию-нравоучение. Можно просто коротко рассказать. Я сам сделаю выводы».

Поделитесь с ребенком собственным опытом успешного прохождения экзамена. Ведь наверняка у вас есть, что рассказать своему ребёнку, подбодрить его, воодушевить, успокоить, помните, что вы всё ещё являетесь во многих вопросах авторитетом для ребёнка, и он нуждается в вашей моральной поддержке, похвале, вере, хотя может и не показывать этого.

И еще одно размышление подростка: «Я знаю, что раньше экзамены сдавали по-другому, и можно было выбирать и экзамен, и форму экзамена. У меня нет сейчас выбора: сдавать экзамен устно или в форме ЕГЭ. Я буду сдавать экзамен в форме ЕГЭ. Поэтому, какой смысл сравнивать и нагружать меня лишними мыслями по этому поводу?»

Из обсуждения с девятиклассниками: «В школе нам много рассказывают о предстоящих экзаменах, готовят нас. Мы делаем тестовые пробные работы, остаемся на дополнительные консультации. Я знаю, что буду сдавать экзамен в другой школе и с другими учителями. Но я не помню или не знаю, что делать, если забуду паспорт на экзамен, если заболею и не смогу прийти, если испорчу бланк для экзамена. Я не знаю, что мне делать, если все сделал раньше времени, должен ли он еще оставаться и ждать окончания экзамена? А если мне станет плохо на экзамене, как пересдать и к кому обращаться?»

Чем меньше у выпускника вопросов по процедуре экзамена, тем больше у него возможности сосредоточиться на самих экзаменационных заданиях. Важно вовремя помочь организовать среду для ребенка (режим сна, режим питания, правильный отдых, правильная подготовка, предложение помощи для посещения  ребёнком того учебного заведения, которое он выбрал).

Постарайтесь получить как можно больше информации о процедуре проведения экзамена, чтобы степень неизвестности в отношения экзамена была как можно ниже. При необходимости Вы всегда можете задать вопросы педагогам школы, где учится ваш  ребенок, позвонить на горячую линию ЕГЭ Департамента образования г. Москвы по вопросам проведения ОГЭ и ЕГЭ: 8 (499)151-25-84 (Департамент образования города Москвы).

Обдумайте заранее, как Вы сможете поддержать своего ребенка в тот момент, когда экзамен уже сдан, но результаты еще не получены. По отзывам родителей, этот период может переживаться достаточно тяжело и напряженно. Подросток в этот момент может сомневаться, что сдал экзамен успешно, переживать, что уже ничего нельзя изменить, проигрывать многократно в голове вопросы экзамена и свои ответы на них.

Из рассуждения 11-классника: «В 11 классе мне кажется, что родители говорят со мной только об экзаменах и учебе. Но ведь есть еще я! Просто человек. Мне порой кажется, что отношение ко мне родителей складывается от того, как я готовлюсь к экзамену и как я его сдам! Но я – это я. А экзамен – это экзамен».

Поддерживайте своего ребёнка. Ведь именно от Вас, подростку порой так важно услышать «Я верю в тебя», “Если нужна будет помощь, я рядом», «Как бы ты не сдал экзамен, мы любим тебя». Разделяйте Ваши чувства к самому ребенку и чувства к результатам его экзамена. Личность подростка гораздо более сложна и многогранна, чем просто “Я успешно сдал экзамен на 90 баллов”.

 

Авторское эссе «Психолог: профессия или призвание?»

Дипломант конкурса на лучшее эссе имени В.Н. Молодцовой

 в рамках конкурса «Педагог года Москвы-2017»

Лауреат номинации «Педагог-психолог года»

Козлова Ольга Владимировна

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

ГБОУ «Школа им. Н.М. Карамзина»

 

 

Как тяжело расставаться с мечтой… А в двенадцать лет расставаться еще тяжелее. Понять и принять, что всё в прошлом! Тренировки, турниры, танцы. Такие желанные и близкие еще несколько дней назад. В больнице время тянется очень медленно, особенно если ты несколько месяцев не встаешь с кровати. День, когда в больничную палату вместе с мамой пришла миловидная женщина, надолго останется в моей памяти. Она вошла и поставила на тумбочку возле кровати красивые танцевальные туфли — мечту любой девочки. Поставила, посмотрела на меня, измученную слезами и физической болью, и сказала: «Пройдет время, и ты опять будешь танцевать».

Так в мою жизнь вошла психология. С этой минуты даже воздух в палате пропитался запахом надежды. Надежда поселилась и в моем сердце. Во время наших разговоров в глазах психолога было столько понимания, сопереживания и сочувствия, столько веры, что все будет хорошо…. Вместе с этими беседами пришло понимание того, что жизнь — это больше, чем танцы. Всегда готовая выслушать, она была настолько со мной в моей беде, что я не представляла, что у нее есть дом и семья, что она возвращается туда, готовит ужин своим близким, ходит в магазин. Когда тебе тяжело и тебе помогают, ты не задумываешься, что для другого человека это — профессия — так естественно все происходит. Лишь теперь я понимаю, как долго Алина готовилась к каждой нашей встрече, как долго искала и подбирала именно те слова, которые я должна была слышать. После бесед с ней мир поворачивался ко мне совсем другой стороной, и время, которое предстояло провести в коляске, уже не казалось таким страшным. Я часто спрашиваю себя теперь: «Чего было больше в ее словах: профессионализма или сострадания?» И до сих пор не нахожу ответа, ведь принять чужую боль, как свою — это одно, а докопаться до ее причины и помочь справиться с ней, дать толчок к изменениям в жизни — это совершенно иное.

Так что же такое психология: профессия или призвание? Давайте попробуем разобраться. Можно научить будущего психолога применять необходимые навыки, говорить правильные фразы, но нельзя научить его любить людей. Можно научить слушать «активно», точно по технике Гиппенрейтер, но нельзя научить вслушиваться в чужую боль и находить на нее отклик в своем сердце. Убеждать, находить связи, научить принимать самостоятельные решения — это искусство, которому нужно учиться, ведь одного желания помочь другому человеку мало. Помощь — это умение применить определенные средства и способности. И нужно уметь это делать, т.е. обладать уровнем профессиональных знаний, необходимых для этого. Я уже научилась видеть по глазам родителей, входящих в кабинет, тех, кто ищет просто сочувствия и поддержки, которую не нашли у своих близких, а может просто не смогли им довериться, рассказать, что беспокоит и гложет. Выслушать, расположить к себе, стать на позицию родителя, искренне стремиться помочь человеку,- это скорее личностные качества, присущие не всякому человеку. Если говорить откровенно, то психолог — профессия непростая, можно даже сказать трудная. Психолог, независимо от того, в какой области он работает, вкладывает в людей часть себя, и как бы то ни было, главным орудием психолога является его личность. Настоящий психолог должен сам постоянно расти и развиваться, быть интересным для людей. С другой стороны — это профессия творческая и очень интересная, дающая возможность больше осознать и понять про себя и про свою жизнь, ведь увидеть внутренний мир другого человека можно лишь в том случае, если ты познал сам себя.

Профессия психолог или призвание — зависит от самого человека. Для кого-то это призвание, для кого-то — профессия. По моему мнению, стать психологом — это выбрать свой путь. А путь — это не совсем профессия. Путь — это процесс очень живой, познавательный, творческий, простой и сложный, разный: от обучения профессии, через собственную практику, возможно преподавательскую деятельность к созданию своих собственных программ, написанию книг, статей. Мне не только удалось вернуться к танцам и выступать на международном уровне, мне удалось сделать их частью своей профессии. На элементах интегративной танцевальной терапии основана моя собственная авторская программа социализации и адаптации детей. А также я помогаю танцевальным парам преодолевать трудности в общении друг с другом. Танцы остались в моей жизни как ресурс восстановления, тем пространством собственного интереса, в котором я черпаю энергию. Психология же стала для меня образом жизни и научила, прежде всего, широко смотреть на мир, выходить за рамки шаблонов, стереотипов и установок, принятых и навязанных обществом. Эта деятельность дает мне счастье и возможность быть собой в этом мире.

Великий НЕХОЧУХА

Кузнецова Анастасия

 

Главное – маневры!

В жизни каждого родителя однажды наступает момент, когда любые предложения, просьбы, поручения натыкаются на бескомпромиссное детское «Не хочу-не буду».  Мы должны понимать, что частота встреч с Великим Нехочухой во многом зависит от нашей родительской реакции.

Когда ребенок отказывается подчиниться, выполнить просьбу или последовать совету, первое, что необходимо сделать – понять мотив отказа. От этого зависит стратегия реагирования и потенциальная возможность одержать педагогическую победу. Тут сразу важно оговориться, что педагогическая победа – это совсем не обязательно настоять на своем любой ценой!  Иногда (и даже довольно часто) умный родительский компромисс позволяет достичь куда более важной цели – сохранить авторитет и способность к управлению детским поведением.

Итак, мотивы отказа. Они могут быть вызваны разными возрастными и индивидуальными потребностями ребенка, но в целом сводятся к трем основным пунктам:

  1. Для несогласия есть реальная, весомая для ребенка причина.
  2. Проверка родителя на прочность: а что будет, если я не соглашусь?
  3. Желание быть главным в отношениях со старшими: будет так, как я хочу!

Чтобы выбрать стратегию реагирования, тестируем упрямца на мотив, используя (с учетом конкретной ситуации) универсальный механизм:

  1. Признаем за ребенком право «не хотеть», иметь другую точку зрения: Я вижу, ты не согласен со мной.
  2. Демонстрируем возможность альтернативы: Наверное, ты хочешь поступить как-то по-другому.
  3. Показываем пример конструктивного выхода из коммуникативного тупика: Давай обсудим, как ты хочешь поступить (как еще можно поступить), и вместе примем решение.

Обратите внимание! Ни одна из этих фраз не содержит вопросительной интонации! Мы ни в чем не сомневаемся. Мы констатируем (тверды и непоколебимы). Таким образом, управление ситуацией в наших руках. К обсуждению вариантов ребенок скорее всего не готов, мы сами должны ему их предложить, сами обсудить, сами договориться и сами принять решение, оперируя, естественно, местоимением «мы».  Пусть даже малыш просто кивает – он видит пример, получает конструктивный опыт. Если на этом этапе ситуация не разрешается, значит кроха скорее всего испытывает вас на прочность. Переходим к плану Б:

  1. Четко и коротко обозначаем границы ситуации и свое отношение к ней (не к ребенку!). Например: У нас в семье принято всегда убирать за собой. Поэтому через 15 минут (если ребенок не понимает время: «когда вот эта стрелка будет здесь») в твоей комнате должен быть порядок.  Если этого не произойдет, мне придется самой собрать эти игрушки и вынести на детскую площадку, чтобы в следующий раз тебе не нужно было их собирать. Их с удовольствием возьмут другие дети. Мне будет очень грустно, если придется так поступить.

Обратите внимание! Обозначение границ – это ни угроза, и не шантаж. Это только обозначение границ. Чтобы оставаться в этих рамках нужно быть очень внимательным к тому, что и как вы выговорите. Даже если Нехочухе всего 3 года, он очень чувствителен к агрессивным интоннациям, которые сводят на нет все наши педагогические маневры…

Если и в этом случае малыш не поддается, вполне вероятно, что он уже Великий Нехочуха и устанавливает свою власть над вами. По-видимому, у него есть для этого основания, — когда-то раньше вы уже дали слабину и не выполнили намерений.  Если в этой ситуации начать выполнять предыдущее условие – выносить игрушки на площадку – очень вероятно, что кроха закатит истерику. Получится педагогический тупик. Поэтому на шаге 4, нужно семь раз отмерить (учитывая особенности вашего ребенка и ваших с ним отношений), прежде чем что-то сказать. Но если все-таки истерика:

  1. Сохраняем спокойствие, завершаем ситуацию, показываем, «кто в доме хозяин».  СПОКОЙНО (!) не демонстративно собираем игрушки в мешок, ставим у двери. Берем ребенка на руки или садимся на уровень глаз, обнимаем, вытираем слезы (умываем, даем воды…) – демонстрируем одновременно «взрослость», любовь, принятие и отсутствие агрессии. А дальше – см. пункт 1-3: Я вижу, как ты расстроен. Мне тоже очень жаль, что все так вышло. Давай попробуем все исправить. Тебе нужна моя помощь?

В приведенном примере игрушки (пусть даже с вашей помощью) должны быть убраны ребенком. А завершить ситуацию нужно короткой позитивной рефлексией: Хорошо, что нам удалось договориться, и в комнате у тебя порядок. Больше ничего не надо обсуждать, а в похожих ситуациях нужно действовать строго так же. 

Смысл применения вышеописанного механизма (1-5) в том, чтобы:

  • контроль над ситуацией не уходил из ваших рук – раз;
  • ребенок получал конструктивный опыт, исходя из которого он будет действовать при взаимодействии с вами в аналогичных ситуациях в будущем – два.

Универсальность механизма определяется:

  • вашим самообладанием и самоконтролем;
  • последовательностью действий;
  • готовностью к компромиссу;
  • многократностью повторений.

Если вам удастся как можно раньше овладеть этим родительским приемом, и ребенок уже в раннем дошкольном детстве усвоит этот опыт, вам будет договариваться гораздо легче, когда Нехочуха станет подростком.

P.S. На самом деле универсальных механизмов в воспитании не существует. Все индивидуально. Но общие закономерности возрастного развития есть. На них и опирается педагогика (наука о воспитании и обучении).  Бывает, что ситуация угрожает жизни и здоровью Нехочухи, и тогда уже не до маневров… Реагируйте оперативно, но помните, что любая наша реакция на действие ребенка – обратная связь, ориентирующая и формирующая его поведение в будущем.