Если не нравятся друзья ребенка

Большаков А.С., Воронкова И.В.

 

Шесть шагов к родительскому спокойствию

Во-первых, ответьте сами себе на вопрос: что конкретно вам не нравится в друзьях ребенка.

Во-вторых, разберитесь, почему вам это не нравится. Возможно ваше отношение – это предубеждение, вызванное дефицитом информированности о ситуации и ваше мнение о друге составлено из несущественных деталей.

В-третьих, подумайте, что вашего ребенка привлекло в этих друзьях и почему и следуйте правилу: «Что нельзя предотвратить, нужно возглавить».

Например, ребенок не умеет устанавливать контакты. Тогда он общается с теми, кто сам принимает его в свою компанию с различными целями.  В этом случае можно предложить ребенку совместную деятельность (поход, путешествие и т.п.) и использовать это время для установления доверительного контакта, диалога и показа собственного опыта взаимодействия с разными людьми в разных ситуациях.

Или ребенок в подростковом возрасте стремится удовлетворить потребность в риске и самоутверждении. Он ищет ситуации и компании, где может удовлетворить эту потребность. Не всегда в этих компаниях предлагают социально приемлемые способы рискованного поведения. Желательно предложить ребенку альтернативу, обладающую двумя основными качествами:

  • это «модно-интересно-рискованно»;
  • это находится под косвенным (!) контролем взрослых.

В качестве примера таких активностей можно привести дайвинг, серфинг, водные сплавы, сноуборд и т.п.

В-четвертых, воспользуйтесь народной мудростью: «Кто нам мешает, – тот нам и поможет!» Обычно ребенок ожидает со стороны родителей негативной оценки, осуждения и запрета на совместное время провождения. Используйте эффект неожиданности, организуйте совместное мероприятие, пригласите друзей ребенка в гости. Установите контакт, который позволит вам «держать руку на пульсе».

В-пятых, поделитесь с ребенком своими чувствами и тревогами. Продемонстрируйте ему свое доверие. В разговоре используйте чаще «Я-сообщение», практически исключив «Ты-сообщение».

Пример как НЕ НАДО говорить («Ты-сообщение»): Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты.  Если ты общаешься с этим Никитой, значит, ты такой же как он.

Пример, как НУЖНО говорить («Я-сообщение»): Я переживаю, что с может что-то случиться, когда вы вместе проводите время.  Мне было бы гораздо спокойнее, если бы я знала где вы находитесь и получала с какой-то периодичностью звонки или смс.

В-шестых, вспомните собственный опыт. Возможно в вашем окружении были друзья, похожие на друга вашего ребенка, и они тоже не нравились вашим родителям?

Помните!

  • Привязанности в детском возрасте чаще всего носят временный характер.
  • Запретный плод сладок. Будем запрещать, «нежелательная» дружба может продлиться дольше.
  • Своим отношением не придавайте дружбе больший вес, чем она имеет на самом деле.

 

Как бороться с детской истерикой?

Кузнецова А.А.

 

Топ 5 быстрых способов

Чтобы с бороться с чем бы то ни было, нужно понимать, с чем бы имеешь дело. Детская истерика — это демонстративное бурное проявление малышом его эмоций (гнева, отчаяния) в разнообразной активности: крик, плачь, рыдание, разбрасывание предметов и т.д.  Ключевое слово в этом определении – демонстративное.

Подобные проявления обычно впервые появляются на рубеже 2 – 4 лет как один из симптомов возрастного кризиса (кризис 3 лет). Малыш начинает активно расширять горизонты своих возможностей во взаимодействии со взрослыми, осваивать механизмы взаимодействия, овладевать различными коммуникативными инструментами, которые позволяют ему добиваться желаемого в различных ситуациях.  Естественно, кроха и тут и там натыкается на ограничения своих желаний и действий. И естественно, ему это не нравится. Истерика – один из способов повлиять на решение взрослых, отменить или изменить его в свою пользу.  Малыш быстро улавливает эмоциональный эффект, который производит на родителей подобное поведение – выйдя из состояния равновесия, мы перестаем вести себя рационально и любыми средствами стараемся истерику прекратить, жертвуя собственными педагогическими принципами и убеждениями.  А малыш, заставивший родителя посредством крика и валяния по полу изменить поведение, моментально усваивает, что подобные демонстрации – инструмент манипулирования. Вот так это и работает.

Что еще нужно знать о детской истерике, чтобы бороться с ней? У истерики есть динамика протекания, стадии:

  • Сначала малыш заявляет о несогласии резким криком. На этой стадии он «отключается» от всего, что происходит вокруг. Увещевать его бесполезно. Кроха вас не слышит.
  • Ребенок начинает падать на пол, колотить всех, кто попался под руку, все крушить, разбрасывать. В этом состоянии он не чувствует опасности и может нанести себе физический вред.
  • Кроха рыдает и не может остановиться. Покрывается пятнами, у него сбивается дыхание, он начинает всхлипывать, вздрагивая всем телом и очень долго не может успокоиться. Эта стадия сильнейшего эмоционального истощения, наносящая ущерб нервной системе малыша.

Поэтому, конечно истерики лучше не допускать, чем с ними бороться.  Но если истерика все-таки случилась, ТОП 5 быстрых способов ее предотвратить:

  1. Возьмите кроху на руки, нежно, но сильно и очень уверенно прижмите его лицом к себе так, чтобы одной рукой зафиксировать его хаотичные движения, а другой держите головку малыша за затылок. Начните его динамично, но не резко укачивать. При этом СОВЕРШЕННО СПОКОЙНО, НА КОНТРАСТЕ С ДВИЖЕНИЯМИ нашептывайте ему на ушко всякие нежности. Если у Вас получится соблюсти этот контраст, волна вашей твердости, уверенности в себе и в тоже время нежности и сочувствия к малышу купирует развитие аффекта.
  2. Нет зрителя – нет концерта. Просто игнорируйте. Встаньте и уйдите из комнаты, в которой с малышом случилась истерика. Если малыш настойчиво висит на вашей ноге, снимите его с любовью и «забаррикадируйтесь» на время в своей комнате. Как только накал страстей спадет, вернитесь и сделайте вид, что ничего не случилось.
  3. Переключите внимание! Это, правда, действует только в первые 30 секунд начала истерики. Помните, как Карлсон в мультфильме: «Ой! А у вас молоко убежало!» Этот прием требует актерской убедительности. Растерянное и неубедительное «ой, смотри, киска побежала», только раззадорит малыша.
  4. Изолируйте скандалиста. Спокойно и твердо возьмите его на руки и вынесите за дверь. Только ни в коем случае не агрессивно и без злобных комментариев. Напротив, скажите спокойно: «Придешь, когда успокоишься».
  5. Не предпринимайте ничего. Подождите. Особенно если это «первый выход» крохи. Часто наша активность еще больше провоцирует ребенка.

Помните, выбранная вами тактика поведения должна быть неизменной независимо от того, дома или в общественном месте с ребенком случилась истерика.  Наша реакция – это ориентир для малыша, как можно вести себя в определенных ситуациях.

Гиперактивный ребенок: Как воспитывать непоседу?

Гиперактивный ребенок: Как воспитывать непоседу?

«У вас гиперактивный ребенок», — современным родителям часто приходится слышать этот неутешительный диагноз. Однако ставится он не всегда объективно. Зачастую активность или невнимательность малыша связана с его темпераментом, характером или условиями воспитания. Как же узнать, это просто активность или гиперактивность? Просто рассеянность или дефицит внимания? Необходимо разобраться. Ведь если СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) действительно имеет место, то сам он не пройдет.

А прав ли воспитатель?

К сожалению, порой приходится видеть, как не очень понимающий психологию развития педагог, не вставая целый день со стула, на повышенных тонах общается с детьми. А уж если ему попался темпераментный малыш! То быть непоседе наказанным и сидеть полдня на стуле, «чтоб не носился вокруг столов, не расшиб себе лоб и никого вокруг не покалечил»! После такого наказания активность ребенка удваивается. Зачастую и родители добавляют «масла в огонь», наказывая ребенка дома, ведь «педагог  всегда прав».

Опыт же показывает, что в  70% случаев именно взрослые виноваты в «неадекватном» поведении малыша, поскольку провоцируют его, сами создают условия, в которых ребенок вынужден вести себя не лучшим образом. А если это происходит изо дня в день, «проявления» закрепляются в детском поведении, сливаясь в конце концов в неприглядную картину.

Со временем ситуация усугубляется. Ребенку ставят диагноз, назначают лечение, но положительной динамики нет, потому что чадо ходит в ту же группу детского сада, находится под тем же влиянием воспитателя или непоследовательной неуравновешенной мамы… Коррекционные занятия с психологом детского сада не будут плодотворными, если непоседа по-прежнему будет погружен в неблагоприятную педагогическую среду.

Гиперактивность ли это?

Ни воспитатель, ни психолог не могут и не имеют права ставить ребенку диагноз и озвучивать его родителям. Иногда за симптомами дефицита внимания и гиперактивности скрываются более серьезные нарушения центральной нервной системы, а у крохи впереди целая жизнь. Поэтому лучше всего обратиться в специализированный неврологический центр или на кафедру детской неврологии.

Что делать родителям?

Лечение СДВГ должно в равной степени включать в себя медикаментозную и психолого-педагогическую терапию. Малышу необходимо постоянно ощущать поддержку родителей, находиться в атмосфере, максимально сглаживающей «острые углы». Частая смена видов деятельности и продолжительные прогулки должны стать нормой жизни. Нужно создавать ситуации, в которых ребенок будет переживать состояние успеха, слышать похвалу и ощущать признание со стороны близких людей. Ругать ребенка за «гиперактивность» недопустимо, но и вседозволенность тоже не будет впрок. Важно помнить, что давать оценку нужно не самому ребенку, а его поступку (ты, конечно, хороший, но твой поступок очень меня расстроил). Для коррекции поведения гиперактивного малыша крайне важно единство требований всех взрослых, имеющих отношение к его воспитанию.

При подготовке ребенка с СДВГ к школе надо иметь в виду, что завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки вызовут стойкую утомляемость и  отвращение к познавательной деятельности. Такому малышу рекомендуется щадящий режим обучения — минимальное количество детей в группе (не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин). Если есть возможность, за год до школы лучше не водить кроху в детский сад на целый день, избегая перевозбуждения, излишней активности, переизбытка эмоций и ситуации сравнения со сверстниками. Лучше отдать предпочтение курсам подготовки к школе.

Не нужно паниковать!

Родителям детей с СДВГ не стоит драматизировать ситуацию. Такие ребята при своевременной и правильной помощи «компенсируются» и бывают весьма успешны! Главное — организовать жизнь чада и собственную так, чтобы коррекционные мероприятия дали положительный результат и принесли спокойствие и радость в семью.

Анастасия Кузнецова,

эксперт Ассоциации организаций

 по развитию гуманистической психологии в образовании.

Как выбрать дополнительные занятия для ребенка

Анастасия Кузнецова

 

Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота…

Как выбрать дополнительные занятия для ребенка

Скрипка или футбольная секция, бассейн или художественная школа, танцевальная студия или шахматный клуб? Подобные муки выбора – не редкость для современных родителей. Школа и город сегодня предоставляют огромные возможности для дополнительного образования.  Есть музыкальные и спортивные школы, сулящие перспективы побед и достижений.  Есть желания и способности ребенка, ожидания и амбиции родителей… На что нужно обратить внимание, выбирая кружки для своего ребенка?

Зачем? 

Это первый вопрос, на который родителям нужно ЧЕСТНО себе ответить.

Опыт и опросы родителей показывают, что есть три основных вектора выбора кружков для ребенка:

  • Для общего развития.
  • Для успехов и достижений.
  • Для коррекции и/или преодоления каких-либо личностных и/или коммуникативных особенностей ребенка.

В первом случае обычно решается задача занятости ребенка, удовлетворения его актуальных интересов и развития общих способностей. Обычно семья идет по этому пути, если малыш не проявляет каких-то очевидных способностей или наклонностей к чему-то конкретному. В этом случае ребенок обычно посещает несколько кружков и студий, часто может менять их.  Иногда родители тревожатся, что интересы ребенка изменчивы и не постоянны, что дело не доводится до конца. В то время как ребенок получает возможность пробовать себя в разных областях, нащупывая таким образом, что ему более интересно, что у него лучше получается.

Второй вектор выбирается семьей, если ребенок с раннего возраста проявляет (или родители думают, что проявляет) особые способности к чему-либо. С целью максимального развития специальных способностей и достижения в этой области результатов родители подбирают ребенку дополнительные занятия. Движение в этом направлении предполагает высокую занятость ребенка, переход от уровня к уровню овладения навыками.  Данный путь часто выбирают родители — профессиональные музыканты/художники/спортсмены или мамы и папы, которые по каким-то причинам не реализовали собственную мечту детства быть хоккеистом, скрипачом, танцором и т.д.

Третий вектор – способ компенсировать особенности или трудности ребенка. Например, если малыш стеснительный и тревожный, его записывают в театральную студию, чтобы он там раскрепостился. Не может постоять за себя? На боевые искусства. Слабое здоровье? На плаванье или фигурное катание. Проблемы с речью? На хор в музыкальную школу. Данное направление может трансформироваться как в первое, так и во второе, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, стиля семейного воспитания.

Где?

Как только будет получен от самих себя честный ответ на первый вопрос, можно определяться, где решать поставленные задачи.

В первом случае, подойдут школьные кружки и секции, студии детского творчества, занятия в которых построены по проектному принципу: достижение конкретного, видимого практического результата за какой-то органичный (не очень длительный) срок, затем переход к новым задачам. Это могут быть школьные театральные или музыкальные студии с подготовкой концертов и спектаклей к праздникам, спортивные секции с участием в соревнованиях между классами или школами, творческие мастерские с подготовкой выставок или декораций к спектаклям, научно-познавательные кружки с подготовкой к защите проектных и исследовательских работ и т.д. Большой выбор подобных занятий предлагают детские дома творчества. Их основная задача – заинтересовать ребенка, подержать и развить возникший какой-либо деятельности интерес.

Если решено развивать специальные способности, у ребенка есть ресурсы (здоровье, характер) и желание, а у родителей есть время достигать в этом направлении результатов в конкурентной среде, можно выбрать музыкальную, спортивную, художественную школу. С пониманием того, что эти занятия с большим трудом можно назвать «дополнительными», они будут занимать много времени, потребуют большого труда и занятости всей семьи как минимум на 5 лет. Также нужно быть готовым к тому, что даже самый успешный юный спортсмен или музыкант не раз будет готов бросить дело, на которое затрачено столько времени и сил, и родителям вместе с ребенком придется принимать в этом отношении не простое решение. Но если семье этот путь по плечу, — бонусы очевидны: это воспитание характера, высокая самоорганизация, умение трудиться, мотивация достижения успеха, альтернативный круг общения со сверстниками, занятыми делом, и конечно, специальные навыки и умения.

Если семья хочет преодолеть какие-то трудности в развитии ребенка и в качестве средства для этого выбирает кружки и секции, важно понимать, что в этой ситуации (как, впрочем, и в любой другой) главный принцип — «Не навреди!»  Родителям необходимо проконсультироваться со специалистом (педагогом-психологом, логопедом, врачом-педиатром, тренером, педагогом дополнительного образования и т.д.). Неудачный выбор кружка или дополнительного занятия может как помочь, так и усугубить сложности, которые испытывает малыш.

Как?

Когда стратегические задачи выбора решены, нужно принимать тактические меры. Во-первых, посетить Дни открытых дверей в образовательных организациях (школах, домах детского творчества) и организациях дополнительного образования (музыкальных, спортивных, художественных школах, школах искусств). Информация об их проведении публикуется на официальных сайтах. Как минимум, дни открытых дверей организуются два раза в год: в начале учебного года (сентябрь), чтобы познакомить родителей и детей с многообразием и содержанием деятельности в кружках, и в конце учебного года (апрель), чтобы продемонстрировать результаты и достижения ребят. На таких мероприятиях презентации кружков обычно организованы в форме концертов, выставок и мастер-классов. Пока дети с удовольствием перемещаются от площадки к площадке, родители имеют возможность наблюдать, в какой момент у малыша больше загорелись глазки, как общаются с ребятами педагоги, пообщаться с руководителями кружков и секций, с детьми и родителями, которые в них уже ходят. Такая информация «из первых рук» не сравнится ни с какой рекламой.

Когда окончательный выбор сделан, дело за малым. Запись в любые кружки в системе общего и дополнительного образования Москвы  осуществляется через Официальный сайт Мэра Москвы: ссылка, в разделе «Запись в кружки, спортивные секции, дома творчества». Родителям достаточно сформировать заявление в электронной форме, и представители организации сами свяжутся с семьей.

Важно помнить!

Педагоги придумали дополнительное образование детей и занимаются им для того, чтобы:

  • ребенок мог максимально раскрыть свои способности;
  • у ребенка была возможность почувствовать себя УСПЕШНЫМ в каком-либо виде деятельности;
  • ребенок смог сформировать представление о своих возможностях, интересах, предпочтениях;
  • семья и общество были спокойны, что дети под присмотром заняты интересным и полезным делом.

Ребенок посещает кружки и секции потому что то, что он там ДЕЛАЕТ, ему ИНТЕРЕСНО!

Прекрасно, если мотивы семьи в выборе дополнительных занятий для своего ребенка совпадают с мотивами педагогов и самого малыша.

Как правильно организовать летний досуг ребенка, 9 правил

Большаков Александр Сергеевич

Председатель Ассоциации организация по развитию гуманистической психологии в образовании

Лето — пора не только отдыха для детей, но и возможность извлечь определенную пользу для всей семьи. Мы часто акцентируем внимание на отдельных советах, призванных помочь нашим детям не заскучать в летний период и подойти к началу нового учебного года «отдохнувшими с пользой». Однако, главной возможностью летнего периода является появление свободного времени для формирования в семье культуры совместного досуга. К сожалению, в силу разных причин, семейный досуг часто ограничивается редкими беседами родителей с ребенком, прогулками или времяпрепровождением в торговых центрах по выходным дням. Но именно от наличия в семье культуры совместного досуга, которая предполагает вовлеченность всех членов семьи в увлекательную совместную деятельность, во многом зависит личностное развитие ребенка. Если родители находят возможность в свободное время увлеченно заниматься с ребенком интересным и полезным делом, то последний, вовлекаясь в деятельность формирует у себя интересы. Наличие у ребенка интересов различной направленности создает плацдарм, позволяющий ему в дальнейшем стремиться к саморазвитию и осознанно подходить к выбору своей профессии. Более того, именно интересы личности и культура семейного досуга являются факторами, препятствующими развитию у подростка социально нежелательного поведения.

Несколько рекомендаций позволяющих подойти к развитию интересов у ребенка продуманно:

1.Начинайте с раннего возраста. Подходить к организации совместного семейного досуга следует с ранних лет ребенка.

2.Выявляйте предпочтения. Стремитесь определить круг ваших интересов (если вы это не делали прежде) и потенциальных интересов ваших детей. Именно в данный спектр интересов в дальнейшем вам следует делать наибольший вклад, предоставляя ребенку возможность выбирать увлекательные для него темы. Наблюдайте за тем, насколько выражен у ребенка субъективный интерес к той или иной теме. Поддерживайте ребенка в наиболее интересном для него направлении деятельности.

3.Создайте условия. Поощряйте увлеченность ребенка выбранной им с вами темой. Если это биология, помогите ему развивать свой исследовательский интерес используя достойный микроскоп.

4.Ограничьте спектр интересов. Вместе с тем постарайтесь ограничить количество интересов ребенка, если оно превышает разумные границы (более 4-5). Развиваясь в чрезвычайно широком спектре интересов, личность навряд ли сможет достичь успеха хотя бы в одном. Поощряя и даже принуждая ребенка заниматься всем подряд, то есть тем, чем вы считаете «должен» заниматься ребенок в свободное время вы скорее сформируете у него стойкое безразличие к любым интересным начинаниям.

5.Не забывайте про баланс. Не следует делать акцент исключительно на интересах, связанных с интеллектуальным или духовно-эстетическим развитием ребенка или напротив, с его физическим развитием. Позвольте ему развиваться гармонично.

6.Сконцентрируйтесь на идее проекта. Досуговая деятельность может быть разнообразной: походы в музеи; посещение культурных объектов; работа над творческими проектами; посещение мастер-классов. Важно чтобы все виды деятельности нитями сходились в центральном фокусе – определенной идее или конкретном проекте, над которым работает вся семья. Систематические походы в различные музеи, обусловленные тем, что знакомиться с духовной культурой детям «полезно» и это «развивает», скорее сформируют у ребенка поверхностный и неустойчивый интерес, а в некоторых случаях вызовут пресыщение и неприязнь, например, к живописи.

7.Будьте увлечены. Очень часто родители с огорчением сообщают учителям и психологам о том, что их детям ничего не интересно. Например, у детей не вызывает интерес чтение или рисование. Но в таких случаях невольно напрашивается вопрос, насколько часто родители сами посвящают свое свободное время чтению или рисованию? Важно, чтобы родители сами обнаруживали неподдельный и более того, деятельностный интерес к тому, чем они решили заниматься с ребенком.

8.Будьте вместе. Желательно чтобы в увлекательную деятельность с ребенком были вовлечены все члены семьи. Немаловажно при этом, распределять функции в соответствии со способностями и возможностями каждого участника семейного проекта, предоставляя тем не менее, ключевую роль ребенку.

9.Доверяйте ребенку. В некоторых случаях, родители, увлекаясь совместной деятельностью с ребенком, начинают переоценивать свою роль. В итоге, на место совместному творчеству приходит педантичность и опасения что ребенок что-то сделает не так. У ребенка в свою очередь, возникнут опасения и даже страх, испортить своими неаккуратными действиями «ваше» совместное начинание. Он будет скорее стараться сделать нечто, что удовлетворит вас, а не его внутреннюю потребность в творчестве предполагающую момент стихийности и бесстрашия (мужества творить). Если вы задались целью искоренить в ребенке любое творческое начинание, возможно этот вариант развития событий вам вполне подойдет. Однако, в данном случае ваша функция несколько иная. Вам необходимо предоставлять ребенку как можно больше свободы для выполнения проектов, будь то лепка из пластилина или изучение хоботка комара под микроскопом. Доверяйте ребенку, позвольте ему мужественно выражать себя в творчестве.

 

Стремиться к успеху или плыть по течению: Как сформировать мотивацию к учебе?

Как сформировать мотивацию к учебе?

Приближается новый учебный год. Родители будущих первоклашек с волнением ждут 1-го сентября, мечтают о том, как их чадо принесет в дневнике первую «пятерку», потом с отличием окончит год, потом с медалью – школу, а дальше с красным дипломом — институт….  И все задатки для этого есть: на подготовку к школе ребенка водили, читать-считать научили, в детский сад для социализации отдали. А спустя время, родители теряются в догадках: Почему вместо «пятерок» — «тройки»? А как же медаль и красный диплом? Что происходит?

Так что же мешает ребенку стать успешным учеником? О возможных причинах рассказывает эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании Анастасия Кузнецова.

— Все сейчас твердят о мотивации к учебе. Если без нее обойтись, то как ее сформировать у ребенка?

— Вы когда-нибудь задавались вопросом: в чем задача начальной школы и первого класса, в частности, если родители и педагоги-дошкольники научили ребенка всему, чему можно, еще в детском саду? Опираясь на собственный профессиональный и материнский опыт, скажу так: стратегическая задача — общими усилиями сделать все возможное, чтобы в новой роли ученика ребенок ПОЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ УСПЕШНЫМ. Именно от этого личностного ощущения будет зависеть его отношение к учебе на протяжении всех последующих лет. Продолжит ли он образование после школы, как он сдаст ЕГЭ, что станет основой его жизни — мотивация достижений или движение по течению?  Ответы на все эти вопросы начинают вырисовываться буквально с первых школьных шагов вашего чада. Мотивация – это внутреннее побуждение к действию, «ответ» на потребность. Создайте в учебной деятельности ситуацию удовлетворения потребности ребенка в деятельности, развитии, признании – и мотивация к учебе возникнет естественным образом.  

— Мы все иногда совершаем ошибки. Как ребенку поверить в себя, если однажды он уже потерпел неудачу?

— Есть два пути, по которым ребенок может пойти, столкнувшись с трудностями. Первый путь связан с поиском средств, ведущих к достижению результата. Ребенок идет к своей цели и, как правило, ее достигает. Во втором случае, он анализирует всевозможные препятствия и ищет пути их обхода. То есть, стараясь избежать неудачи, сначала отклоняется от курса, а потом и вовсе забывает, куда и зачем шел. Получается парадоксальная ситуация – я постоянно ошибаюсь именно потому, что очень стараюсь не ошибиться…

Поведение, направленное на успех, формируется между четырьмя и тринадцатью годами. В этот период ребенок постоянно находится в ситуации преодоления трудностей и решения задач. Очень важно, чтобы именно сейчас у него сформировалась и закрепилась «отправная точка отсчета» — твердая вера в себя и собственные силы. Для этого взрослые должны показывать пример отношения к неудаче как к опыту, а к ошибке, как к «точке роста».

— Есть ли четкие правила, помогающие ребенку достичь успеха?

Независимо от того, чем родители занимаются с будущим первоклашкой, им следует всегда ставить перед собой цель – формирование у ребенка поведения, направленного на успех. Помогут в этом следующие принципы.

— Взрослый должен с интересом заниматься совместной с ребенком деятельностью, стремиться добиться в ней успехов. Только в этом случае возможно развитие мотивации у дошкольника. Он видит, как ведет себя взрослый, подражает ему, испытывает чувство удовлетворения и радости от приложенных усилий, получает поощрения, переживает приятные эмоции. Именно положительные эмоции, которые испытывает малыш, лежат в основе формирующейся мотивации достижения успеха! Чем чаще и больше ребенок испытывает их, тем скорее и прочнее формируется направленное на успех поведение.

— Стимулируйте достижения ребенка. Следует подбирать такие задания, чтобы он мог не только использовать свои интеллектуальные возможности и уже имеющиеся навыки, но также учился творческому поиску, находил неочевидные ответы. Например, альтернативой математическим упражнениям и чтению может стать разгадывание и придумывание загадок, участие в семейных конкурсах (например, кто больше знает названий сладостей), различного вида игры, в которые вы будете играть вместе. Только умерьте свое желание поддаваться ребенку! Его победа должна быть настоящей, только тогда он ощутит ее неповторимый «вкус». Если в игре победили вы, а не ребенок, покажите ему пример истинного удовлетворения от успеха, а также благородного отношения к проигравшему.  Объясните ребенку смысл изречения: НЕ ОШИБАЕТСЯ ТОТ, КТО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ! Пусть оно станет вашим общим кредо.

Анастасия Кузнецова,

эксперт Ассоциации организаций

 по развитию гуманистической психологии в образовании.

Какие мультфильмы смотреть ребенку?

Кузнецова Анастасия

Многообразие выбора или отсутствие альтернативы

Недавно, решив порадовать досугом свою восьмилетнюю дочь, я отправилась с ней в кинотеатр на популярный зарубежный мультфильм. Возвращаясь домой, я честно пыталась организовать беседу по обмену впечатлениями от увиденного, но оказалось, что кроме «прикольно», художественный продукт ничего в сознании ребенка не оставил. При этом мы даже не смогли обсудить, что именно «прикольно», так как соответствующие этому определению эпизоды мультфильма в приличном обществе обсуждать не принято. Я не хочу сказать, что данный мультфильм был лишен содержания. Просто за вульгарной «веселухой» ребенку его было не разглядеть.  Что нужно помнить родителям, чтобы не сильно пострадать, наступая на подобные грабли?  

 Семья — культурный навигатор

По функциональной направленности детские мультфильмы можно условно разделить   на те, которые воспитывают и/или обучают в развлекательной форме и те, которые просто развлекают. И те, и другие неизбежно формируют культурный опыт и закладывают основы мировоззрения ребенка. Задайтесь вопросом, почему один человек хохочет до-упаду над сальными шутками «ниже пояса», а другому подобный юмор кажется пошлым, и он испытывает неудобство?  Потому что у каждого свое культурное представление о том, что смешно, которое сформировалось на определенных образцах.

В качестве «культурного навигатора» для ребенка раннего и дошкольного возраста выступают родители. Для школьника и подростка – сверстники и другие значимые взрослые. Но основы закладываются в семье.   Если кроха у экрана с младых ногтей смотрит все подряд – культура формируется стихийно: сложное и непонятное в качестве опыта не усваивается, простое и незатейливое развлекает, натуралистичное и жестокое завораживает и возбуждает инстинкты — так складывается культура восприятия.  В дальнейшем то, что требует душевного и интеллектуального усилия будет восприниматься как «заумное» и не интересное, а интересным будет то, что на поверхности, над чем не нужно задумываться, что «щекочет нервы» или над чем можно «поржать».

Полезно то, что понятно

В возрасте 2-4 лет малыши становятся особенно чувствительными к художественному слову и эстетическому воздействию, способными к восприятию и усвоению смысла мультфильма. Если малыш смотрит мультик продолжительностью не более 15 минут, в основе которого доступный его понимаю простой сюжет – это полезно для его интеллектуального и эмоционального развития.  В этом возрасте полезный мультфильм тот, в котором понятные ребенку персонажи (люди, животные, игрушки…) последовательно осуществляют реалистичные действия в знакомых ребенку условиях. Узнавая и переживая знакомые ситуации, малыш соотносит их с собственным опытом — осмысливает.

В 5-6 лет на первый план выходят отношения между персонажами, конфликты и пути их решения. Ребенок соотносит себя с героями, копирует их поведение. Симпатии к героям связаны с их харизматичностью. Поэтому нравственно развивать будут те фильмы, где герои воплощают конструктивные способы взаимодействия.

В 7-8 лет актуальной потребностью развития становится обращение к внутренним переживаниям, эмоциональным состояниям, причинам и следствиям поступков. На этом этапе дети становятся чувствительны к восприятию и оценке нравственных и моральных норм, метафор, скрытых смыслов. Следовательно, развивать личность ребенка будут те фильмы и мультфильмы, которые основаны на понятных ему моральных дилеммах, внутренней борьбе героев. Соотнесение с собственным опытом, переживание и осознание содержания делают мультфильм развивающим.

Цензура или свобода выбора

Вредно ли, если ребенку нравятся однорукие семиглазые монстры? С учетом вышесказанного – нет. Скорее это повод поговорить с ребенком о том, что внешняя и внутренняя красота – это не всегда одно и то же. Но если эти монстры пожирают белых пушистых котят, и это — первое, и единственное что видит ваш ребенок, полученное эмоциональное потрясение может отрицательно сказаться на его развитии.  Что делать если мультфильм модный и все друзья его уже посмотрели и обсуждают с восторгом? Запретить в современном мире – не выход. Ребенок подрастет и неизбежно начнет бороздить интернет и медиа-просторы в обход родительского контроля.  Но у каждого родителя до этого момента есть время, чтобы заложить основы культуры восприятия художественного продукта через выбор содержания, совместный просмотр, обсуждение увиденного, показ примера собственного отношения.  В помощь семье существует Список мультфильмов, рекомендованных к просмотру детьми разных возрастов: ссылка. Он составлен детскими психологами  — экспертами Центра игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета. Задача этого Списка не ограничить семью и ребенка в выборе, а показать пример художественных продуктов, соответствующих возрастным потребностям ребенка, следовательно – развивающих и полезных.

 

От каникул к учебе. Переход без стресса

Кузнецова Анастасия

 

30 августа ваш ребенок все еще нежится до 11 в постели, проводит чудесный беззаботный день на даче в любимых развлечениях, допоздна засиживается у телевизора, компьютера и с друзьями встречает рассвет?  Очень велика вероятность, что 1 сентября, стоя в 8:00 на линейке при полном параде, с полным портфелем, в окружении шумной толпы одноклассников, в сопровождении громкой музыки и торжественных речей школьник будет испытывать стресс, не говоря уже о последующих менее торжественных учебных днях…  

 По мнению специалистов, событие может считаться угрожающим психологическому благополучию (стресогенным), если оно характеризуется внезапностью ситуации, неготовностью к переменам и высоким эмоциональным «градусом». С этой точки зрения стрессовым может быть событие, носящее как отрицательный, так и положительный характер.

Школа – это соблюдение режима, активная умственная деятельность, взаимодействие в коллективе, обязанности и ответственность. Если летние каникулы этому прямая противоположность, переход «с корабля на бал» может сопровождаться стрессовыми реакциями: высокой утомляемостью, потерей жизненного тонуса, плохим настроением, головными болями, отказом от деятельности.

Поэтому хорошо бы планировать лето таким образом, чтобы соблюдался режим, не снижалась умственная активность, не прекращалось конструктивное общение со сверстниками, не забывались буквы-цифры-формулы. Если мы хотим, чтобы очередной школьный старт был максимально успешным, необходимо позаботиться о том, чтобы в последние две-три недели каникул ребенок начал плавное физическое, эмоциональное и интеллектуальное возвращение из лета.

  • Постепенно смещайте время утреннего подъема и отхода ко сну к школьной норме, чтобы к концу августа ребенок мог без проблем подниматься около 8 утра.
  • Пересмотрите гардероб. Займитесь вместе с ребенком покупкой новых предметов школьного костюма, физкультурной формы, интересных аксессуаров. В процессе выбора обсудите модные тенденции, предоставьте ребенку выбор. Это позволит не только вспомнить о школе, но и создаст позитивный настрой.
  • Начинайте наполнять портфель. Попросите ребенка проверить, остались ли с прошлого учебного года в ящиках письменного стола запасы чистых тетрадей, обложек, функционирующих ручек, фломастеров, циркулей и линеек, оценить их состояние и сообщить вам, что необходимо докупить. Это даст возможность школьнику встретиться со своим рабочим местом заблаговременно, а не внезапно 1 сентября, проявить ответственное отношение к расходам семейного бюджета на покупку школьных принадлежностей, непосредственно принять участие в подготовке к новому учебному году.
  • Зайдите с ребенком на школьный сайт, посмотрите новостную ленту, обсудите события, о которых там говорится. Подумайте вместе, какие школьные кружки хотел бы посещать ваш ребенок в новом учебном году, в каких олимпиадах, конкурсах и проектах мог бы принять участие. Ели речь о старшекласснике – обсудите план профориентации.
  • Просмотрите список книг на лето. Если на дворе август, а прочитано меньше половины, практикуйте ежедневное семейное чтение вслух по очереди.
  • Вместе с ребенком планируйте, как проведете следующий день, распределяйте обязанности и старайтесь придерживаться плана и договоренностей. Это поможет актуализировать самоконтроль и чувство ответственности, необходимые для успешной учебы.

Организуя жизнь ребенка в последние недели школьных каникул, подумайте, какие чувства испытываете вы, выходя на работу после отпуска? Но вы – взрослый человек, у вас развита произвольная саморегуляция, благодаря которой вы контролируете ситуацию, и это защищает вас от стресса. У ребенка и у подростка механизмы самоконтроля не совершенны, они находятся в процессе развития и зависят от организации их жизнедеятельности.  Так что, заводим будильник на 7:30 и планируем новый день!

Творческий учитель, психолог, личность. Три важнейших качества.

Большаков А.С.

Председатель Ассоциации

по развитию гуманистической

психологии образования

«Назовите три важнейших качества психолога или учителя, которые определяют специалиста как творческую личность?» Примерно так звучал вопрос, адресованный финалисту конкурса «Учитель года 2017», в номинации «Педагог-психолог». Ответ конкурсанта удовлетворил членов жюри, однако квинтэссенция творческой личности ускользнула от нас за конкретными формулировками.
С того момента когда был задан вопрос, прошло более пяти месяцев. Все это время меня не переставала волновать незавершенность ответа. Что бы избавиться от чувства дискомфорта, связанного с недосказанностью, предпринимаю попытку сформулировать три основных тезиса. Тезисы эти есть плод двух десятилетий размышлений на тему творчества, изучения ее и претворения в жизнь различными способами. Для начала хотелось бы развести два понятия, которые так часто смешивают в один конгломерат. Креативность, не есть творчество. Креативность понимается нами как способность, предполагающая создание принципиально нового из подручного материала объективной и субъективной реальности. Творчество же есть деятельность, направленная на воплощение продуктов вашей креативности. Без творчества креативность бесплодна, сама по себе она лишена созидающей силы.

1. Воображение и креативность. Воображение пространство вашего субъективного опыта. Только благодаря воображению возможно создание нового на уровне образов. «Воображение – синоним способности к открытиям» как-то заметил испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка. Благодаря воображению вы можете черпать идеи из окружающей вас реальности, вашего опыта, вашей интуиции и даже бессознательного. В воображении креативность раскрывается как способность созидания новых идей, форм и конструктов посредством их визуализации. Ошибочно полагать, что творчество это нечто сродни приятной забаве, призванной привнести в вашу жизнь размеренность и отдых. Подлинное творчество есть не что иное как упорный и целенаправленный труд, который сродни созиданию Вавилонской башне (да простят мне это сравнение). Он начинается и заканчивается с нюансов — с виду незначительных деталей: «камень, который отвергли строители, он лег во главe угла». Художник Карл Брюллов говорил своим ученикам, полагавшим, что нюансы на полотне несущественны: «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть».

2. Мужество творить. Созданию нового всегда противостоит обыденный уклад, доброе и проверенное временем старое, все, что является общепринятым и приемлемым для большинства людей. Преодолеть этот барьер, стандартизирующий наше отношение к реальности, может не каждый. Однако, для того что бы творить, необходимо мужество расстаться со старыми привычками, расхожими клише и одобренными эталонами. Необязательно отрекаться от них, всегда можно органично преобразовать «устаревшее», не принимая при этом радикальных мер. Вместе с тем, творец должен быть готов к неожиданностям, рискам и сопротивлению не только внешнему, но и внутреннему, личностному. Каждый из нас на неосознанном уровне стремиться быть последовательным, в каждом из нас кроется великая сила – конформизм. Как-то Генри Форд задался целью запустить конвеер, раскатывающий километровые листы стекла, из которых потом можно будет нарезать отдельные стекла для автомобилей. Проверенные временем инженеры, работающие на производстве, опираясь на свой профессиональный опыт, слишком осторожные и достаточно консервативные, предположили, что такое оборудование создать невозможно. В результате Форд привлек молодых специалистов, поставил перед ними задачу и получил удовлетворивший его результат в считанные месяцы. Также мужество вам понадобиться для того, чтобы продолжить заниматься творчеством после того как вы осознаете, что вероятно результаты вашего творчества не станут достояниям культуры, а останутся вашим личным достижением, и достижением ваших детей, а также средством самовыражения. Две книги позволят вам ближе соприкоснуться с темой мужества в творчестве и осознать глубокое влияние этой силы на вашу жизнь: «Мужество быть» Пауля Тиллих и «Мужество творить» Ролло Мэя.

3. «Творческость». Неологизм, который мне довелось сформулировать около десяти лет назад для одного из выступлений. Вы можете быть одаренным и признанным скульптором, уединенно работающим в тиши своей мастерской. Однако, мы работаем с детьми и нам необходимо располагать ресурсом, который поможет детям вовлечься в творческий процесс. Если вы, в буквальном смысле слова, живете своей идеей, если она обладает для вас огромной ценностью и смыслом, если вы верите в нее и готовы делиться опытом не потому что вам важно то, насколько вы профессиональный учитель, а потому что это действительно необычайно интересно и захватывающе, значит у вас есть этот ресурс. Вера в свой замысел, в свое творчество, «поглощенность им» и стихийное стремление делиться с окружающими, образно говоря, созидают некий импульс, который подобно огню Прометея, в процессе совместной деятельности передается от вас другим людям, наполняя ваше общение неподдельным смыслом.

Московский международный форум «город образования»

С 7 по 9 сентября 2017 года в Москве в 75-ом павильоне ВДНХ пройдет Московский международный форум «Город образования», организованный при поддержке Правительства Москвы.